В Древней
Греции в 4-м в. до н. э. существовала удивительная школа, где собирались лучшие
умы, для того чтобы обсудить важные проблемы: как устроена природа? Каким
должен быть человек? Как надо управлять государством? Что есть прекрасное? — и
другие вопросы.
Эту школу
создал знаменитый греческий философ Платон. Ее назвали Академией, потому что
Платон любил беседовать со своими учениками в саду возле статуи легендарного
героя Академа. В 366 г. дон. э. в Академии появился новый ученик. Он был родом
из Стагира, и звали его Аристотель. Тогда ему было 18 лет. Целых 20 лет
трудился Аристотель в Академии. Он стал великим ученым и посвятил свою жизнь
тому, чтобы собрать и осмыслить все, что было известно тогда ученым. На многие
века его имя стало непререкаемым авторитетом в науке. Его интересовали законы,
управляющие движением тел, — и появилась знаменитая "Физика" (в 8
книгах). Он размышлял над различными явлениями природы, о чем говорится в
"Метеорологике" (в 4 книгах). Он изучал поведение животных, строение
их тел — и написал 5 книг под названием "О возникновении животных", 4
книги "О частях животных", 10 книг "Описания животных". Он
пытался осмыслить наиболее общие вопросы бытия — и появился философский труд
"Метафизика" (в 14 книгах). И это далеко не всё!
Аристотеля
интересовали логика, этика, поэтика, политика. Он оставил потомкам книги также
и по этим вопросам. Рассказывать об Аристотеле как ученом очень непросто —
слишком большой промежуток времени отделяет его от нас. Конечно, для своего
времени он был крупнейшим ученым. Однако мы хорошо понимаем, что многое в его
взглядах оказалось неверным, многое было слишком наивным. Так, Аристотель
считал, что Земля является центром мира. Он полагал, что основные свойства
материи — это "теплое, холодное, сухое, влажное". Разным сочетаниям
таких свойств отвечают основные "элементы": земля (холодное и сухое),
вода (холодное и влажное), воздух (теплое и влажное), огонь (теплое и сухое).
Движения тел по вертикали вверх или вниз Аристотель называл естественными и не
считал нужным искать причины, вызывающие эти движения. А вот, например,
движение стрелы, выпущенной из лука, он рассматривал как
"насильственное" и полагал, что стрелу все время подталкивает воздух,
который устремляется в образующееся за ней пустое пространство.
]Современному
школьнику все это может показаться просто смешным. Однако не будем смеяться.
Двадцать четыре века назад люди знали о природе очень мало (по сравнению с
нами); в те времена подобные предположения вовсе не казались смешными — это
была попытка человеческого ума понять и осмыслить дотоле неизвестное. Величие
Аристотеля — в неутомимом и страстном стремлении систематизировать науки,
познать окружающий мир, исследовать законы, управляющие этим миром.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5.km.ru/