Народная артистка России, лауреат Государственной премии
России, Заслуженный деятель искусств Польши
Родилась 21
декабря 1925 года в Москве. Отец - Аросев Александр Яковлевич, известный
большевик, писатель и дипломат. Мать - Гоппен Ольга Вячеславовна, родом из
польских дворян, выпускница Института благородных девиц.
Отец Ольги
Аросевой был одним из руководителей Московского революционного восстания в 1917
году, потом крупным советским дипломатом, работал в Париже с Красиным, являлся
полномочным представителем СССР в Литве, Латвии, Швеции, Чехословакии. По
возвращении на Родину возглавлял Всесоюзное общество культурных связей с
заграницей (ВОКС), личным другом Молотова...
Первые три дня
новорожденная наслаждалась жизнью под именем Варвары - так зарегистрировал ее
счастливый папа. Однако по требованию мамы Варвара превратилась в Ольгу.
Позднее родители разошлись, и дети (Наташа, Елена и младшая Оля) остались жить
с отцом. Детство Ольги Аросевой прошло за границей. Первые месяцы она росла в
Париже, потом жила в Стокгольме, в Праге впервые пошла в школу. В 1933 году
семья вернулась в Москву. С наслаждением Ольга Александровна вспоминает
атмосферу в знаменитом Доме на Набережной, где они жили по возвращении из-за
границы. В квартире у них бывали Ромен Роллан, Владимир Иванович
Немирович-Данченко, Александр Яковлевич Таиров с Алисой Коонен, молодой Борис
Ливанов...
В 1935 году
состоялась "историческая" встреча со Сталиным на авиационном параде в
Тушино. Вот как вспоминает Ольга Аросева об обстоятельствах этой встречи:
"Отец взял меня и сестру Елену с собой на аэродром. Я без труда узнала
стоявших рядом Ворошилова, Андреева, Кагановича, тогдашнего первого секретаря
комсомола Косарева. Известно, что малорослый Сталин подбирал себе такое же
"по размеру" окружение. Но взрослые дяди казались мне высокими. Я
ничего не могла рассмотреть из-за их спин.
Вдруг рядом
раздался голос с сильным восточным акцентом: "Что же вы, большие, встали,
а маленьким девочкам ничего не видно? Чьи это девочки? Аросева?" Человек в
солдатской шинели и фуражке защитного цвета шел сквозь толпу. Легко двигался в
тесноте, потому что люди перед ним немедленно расступались. Он взял меня и Лену
за руки и повел в первый ряд зрителей. Поле и небо открылись, и стало все
прекрасно видно. Мы смотрели и разговаривали. Сталин был насмешливо церемонен,
называл меня, девятилетнюю, на "вы". Подарил мне букет, который
поднесла ему спрыгнувшая с самолетного крыла парашютистка.
Обо всем этом
Елена и я дали свое первое в жизни интервью газете "Комсомольская
правда". Статья называлась "Цветы" и начиналась с описания
подаренного Сталиным букета".
Пока девочки
стояли на летном поле и разговаривали с вождем, выяснилось, что Оля родилась с
ним в один день - 21 декабря. Сталин тогда пошутил и пригласил ее к себе, чтобы
вместе отпраздновать день рождения. Девочка восприняла приглашение всерьез, и
21 декабря, завернув в подарочную бумагу купленую огромную голубую гортензию в
горшке, отправилась в Кремль.
У кремлевских
ворот ее остановила охрана: "Куда? К кому? Зачем? Что в бумаге?"
"К Иосифу Виссарионовичу, - отвечала Аросева. - Он меня пригласил. У нас
общий день рождения. Мы - ровесники". Старший охранник побежал
дозваниваться и вернулся успокоенный, улыбающийся. Сказал, что Иосиф
Виссарионович очень благодарит, но извиняется, так как принять не может из-за
занятости. А цветок охрана обещала передать.
Ничего в жизни
Ольга Аросева тогда еще не понимала. Она гордилась тем, что ее отец - большой
человек, известный дипломат, знаменитый революционер и очень любит своих
девочек. Все это кончилось в 1937-м, когда отец, чувствуя, что вокруг него да и
в стране происходит что-то непоправимое, сам поехал к Ежову, которого знал со
времен гражданской войны. Видимо, хотел поговорить "как коммунист с
коммунистом". Но домой не вернулся...
Оля Аросева не
побоялась написать Сталину, что не верит в виновность отца, а когда не получила
ответа, решила не вступать в комсомол: для этого требовалось отречься от него -
"врага народа". Она даже поколотила старшую сестру-комсомолку,
которую заставили это сделать. Их мама, Ольга Вячеславовна, добилась, чтобы
после ареста бывшего мужа ей отдали дочерей. Это и спасло их от детдома, но
дорога в любой институт для детей "врага народа" была закрыта. Ольга
решила стать актрисой.
Еще в пражском
детстве выяснилось, что Ольга - прирожденная актриса. Она была постоянной
"выступальщицей" на посольских вечерах.
Рядом с
посольством находился известный в Праге Театр на Виноградах. Туда в 1930-е годы
привез молодой театральный реформатор, пламенный коммунист Бертольд Брехт свою
знаменитую "Трехгрошовую оперу". Заядлый театрал, Александр Яковлевич
отправился на спектакль и прихватил дочек. Последствия оказались плачевными.
Ольга изрезала в лохмотья платье, как у нищих персонажей спектакля, и вместе с
подружкой-чешкой из благопристойной, состоятельной семьи отправилась просить
милостыню, рассказывая изумленным прохожим трогательную легенду, будто мама их
оставила, а папа денег не дает... Потом пели арию Полли Пичем на немецком
языке, какие-то песни. В Чехословакии в те годы люди жили вполне хорошо: никто
на улицах с протянутой рукой не стоял, и поэтому дело чуть не кончилось
дипломатическим скандалом: в газете появилась заметка о дочери советского
посла, собирающей подаяние.
Приехав в
Москву, Ольга дебютировала в школьном театре. Сыграла японского шпиона,
которого задерживает бдительная пионерка. Вместе с первой ролью появился и
первый поклонник. Правда, ухаживал он своеобразно - регулярно срывал с объекта
поклонения зимнюю шапку и забрасывал ее на дерево. Но однажды поплатился:
решительная Оля вылила на его белобрысую голову пузырек чернил, и незадачливому
ухажеру пришлось ходить в школу с сиреневой шевелюрой.
Упомянув о
первой роли и первом поклоннике, стоит рассказать и о первом гонораре. Однажды
по пути на стадион, где Оля занималась гимнастикой, к ней подошел невысокий
человек не слишком примечательной наружности и предложил написать ее портрет.
Он платил ей как настоящей натурщице. Это был Николай Ромадин. Результатом их
дружбы оказались два полотна, которые потом, став взрослой, Ольга Александровна
выпросила у художника с большим трудом.
Ранняя юность
Аросевой совпала с войной. Ее старшая сестра Наташа ушла на фронт добровольцем,
Ольга же вместе с сестрой Еленой и другими школьниками была отправлена в
Орловскую область на строительство оборонительных сооружений. Пришлось ей
побывать под бомбежками, а потом в толпе беженцев добираться домой, в Москву.
После
возвращения из оставленной мамой записки сёстры узнали, что она уехала в
эвакуацию в Чувашию и просит, чтобы дочери последовали за ней. Однако они не
послушались. Старшая Елена поступила в театральное училище, а младшая Ольга,
тоже мечтавшая стать артисткой, стала студенткой... циркового училища.
Новоявленная циркачка с энтузиазмом жонглировала, ходила по проволоке, а
параллельно с цирковым училищем успевала посещать десантную школу. Неизвестно,
чем бы это кончилось, но свойственный Аросевой с детства страх высоты, мирно
дремавший на арене, просыпался во время тренировок по прыжкам с парашютом.
Девушка буквально теряла сознание от ужаса и была отчислена. Зато со второй
попытки прошла в Московское городское театральное училище, где под руководством
первого наставника Владимира Васильевича Готовцева с ней занимались будущие
известные артисты Вера Васильева и Евгений Лебедев.
Восхитительный
авантюризм, присущий Ольге Аросевой, сыграл поворотную роль в ее судьбе. В 1946
году в Москве проездом из эвакуации гастролировал ленинградский Театр комедии
под руководством замечательного режиссера и художника Николая Павловича
Акимова. Аросева, еще не завершившая обучение, пришла показаться, была
встречена благосклонно и, предъявив диплом сестры, уже окончившей театральное,
"обманным путем" просочилась в труппу. Уехала в Ленинград, где
провела почти пять счастливейших лет, освоила азы профессии, партнерствовала с
изумительными актерами. Здесь она впервые вышла замуж и здесь... угодила под
суд - когда по недоразумению не явилась на спектакль, а тем самым его сорвала.
Потом в городе началась "антиакимовская" кампания, труппа изгнала
своего режиссера, а Ольга Аросева, не смирившись с таким предательством, в 1950
году вернулась в Москву. Ее приняли в Московский академический театр сатиры,
где она работает и по сей день.
В Театре сатиры
Ольга Аросева играла главные роли: Хун-Нян - "Пролитая чаша" Ван
Ши-фу (1952), Клотильда, Рашель - "Господин Дюруа" И. Прута и Е.
Штейнберга по Ги де Мопассану (1953), Настенька - "Свадебное
путешествие" В. Дыховичного и М. Слободского (1954), Павликова -
"Дело было в Конске" ("Домик") В. Катаева (1956), Мадлен -
"Только правда" Ж.-П. Сартра (1956), Ольга Чиголелла - "Ложь на
длинных ногах" Э. де Филиппо (1957), Юлия Джули - "Тень" Е.
Шварца (1958), Валя - "200 тысяч на мелкие расходы" В. Дыховичного и
М. Слободского (1960), Бабета - "Бидерман и поджигатели" М. Фриша
(1965), Леди Аттеруорд - "Дом, где разбиваются сердца" Б Шоу (1965).
Художественный
руководитель Театра сатиры Валентин Плучек одно время не часто
"баловал" ее премьерами, а в конце 1960-х практически не замечал.
Актрису буквально спасал телевизионный "Кабачок 13 стульев" (1969) -
законодательницу мод, предприимчивую "светскую львицу" пани Монику
полюбила вся страна. Аросева снялась также в таких популярных фильмах, как
"Мы с вами где-то встречались..." (1954), "Девушка без
адреса" (1957), "Берегись автомобиля" (1966),
"Интервенция" (1968), "Трембита" (1968),
"Старики-разбойники" (1971), "Невероятные приключения итальянцев
в России" (1973) и многих других. Она получила звания Заслуженной артистки
России и Заслуженного деятеля искусств Польши.
С уходом из
Театра сатиры Татьяны Пельтцер Ольга Аросева перешла на возрастных героинь, и
наконец ее плотно заняли в репертуаре. В это время она сыграла следующие роли:
Королева - "Волшебные кольца Альманзора" Т. Граббе (1971), фрекен
Розенблюм - "Пеппи Длинный чулок" А. Линдгрен (1973), "Нам
пятьдесят" Гр. Горина и А. Ширвиндта (1974), Марселина - "Безумный
день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1974), Махонина - "Пена" С.
Михалкова (1975), Даунорене - "Клеменс" К. Сая (1976), Иванова -
"Маленькие комедии большого дома" А. Арканова и Гр.Горина (1976),
Хлестова - "Горе от ума". А. Грибоедова (1976), Вера Васильевна -
"Гнездо глухаря" В. Розова (1980), Чебоксарова - "Бешеные деньги".
А.Н. Островского (1981), Серафима Ильинична - "Самоубийца" Н. Эрдмана
(1982), Партнерша - "Концерт для театра с оркестром" Гр. Горина и А.
Ширвиндта (1982), Шарлотта Ивановна - "Вишневый сад" А.П. Чехова
(1984), Диана Леонидовна - - "Молчи, грусть, молчи" А. Ширвиндта
(1985), Одокия - "Рыжая кобыла с колокольчиком" И. Друцэ (1986).
С начала 1990-х
годов О.А. Аросева становится первой актрисой труппы. За последние годы на ее
счету несколько премьер. В их числе: Миссис Бэнкс - "Босиком по
парку" Н. Саймона (1990), мадам Розпетл - "Папа, папа, бедный
папа!.." А. Копита (1991), Памела Кронки - "Как пришить
старушку" Д. Патрика (1995), "Неаполь - город миллионеров" Э. де
Филиппо (1999), "Афинские вечера" П. Гладилина (2000) и "Мадлен
и Моисей" (2001).
О.А. Аросева -
Народная артистка России (1985), лауреат Государственной премии России,
Заслуженный деятель искусств Польши, кавалер орденов Почета и "За заслуги
перед Отечеством" IV степени (2000).
Ольга Аросева -
человек увлекающийся и азартный. Она любит животных, преферанс, путешествия.
Большую часть свободного времени проводит на даче. В 1998 году вышла ее книга
воспоминаний "Без грима".
Живет и
работает в Москве.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.comstar.ru/