Она не сразу
обнаружила дарование. Нехотя училась в театральной школе, где ее считали почти
совершенно непригодной для сцены; нехотя брала уроки у Сосницкого и с тем же
равнодушием вступила на сцену, видя в этом, по словам матери, лишь средство
помогать обедневшей семье. Но вскоре талант ее развернулся во всей силе, и она
страстно привязалась к театру.
Это была эпоха
господства водевиля; порой весь спектакль состоял из трех-четырех одноактных
шуток. Водевили в громадном большинстве случаев были или просто переводом, или
переделкой иностранных пьес. Трудно было поэтому в ту пору работать актерам,
лишенным непосредственных жизненных наблюдений. От них требовался не юмор
типического изображения, а только веселость непринужденной буффонады. Именно
этим качеством и отличалась Асенкова. Грациозная, миловидная, с лукавой улыбкой
на устах, она при самом выходе своем на сцену умела заражать зрительный зал
беспечным весельем. Дебютировала Асенкова в январе 1835 г., исполнив в бенефисе
своего учителя Сосницкого роль одалиски Роксаланы в комедии фавара “Солиман II,
или Три султанши”. Успех ее определился с первого спектакля. Особенно шумно
принимали ее в ролях с переодеванием.
Пьесы
“Гусарская стоянка”, “Полковник старых времен” и “Пятнадцатилетний король”, где
она играла роли юнкера Лелева, маркиза Юлия де Креки и Карла II, не сходили в
то время с репертуара, вызывая общий восторг. Правда, Белинский не во всем
одобрял артистку. Но, может быть, повинен в этом более жанр, чем
исполнительница, ведь критика не удовлетворял и знаменитый буфф Жи-вокини.
Взгляд Белинского на Асенкову не разделял Некрасов, посвятивший памяти артистки
задушевное стихотворение через целых 12 лет после ее смерти. Очень хороша была
Асенкова и в серьезных комических ролях. В “Ревизоре” она создала роль Марьи
Антоновны, в “Горе от ума ” с равным успехом играла Софью и Наталью Дмитриевну,
в “Школе женщин ” — Агнесу.
Менее удачны
были выступления Асенковой в драматических ролях: тут она знала не только
триумфы, но и неудачи. Прекрасно справившись с ролями Параши в “Параше
Сибирячке ”,Мальвины в “Эсмеральде”, Вероники в “Уголино”, она была не очень
убедительной Офелией. В общем, об Асенковой осталась память как о несравненной
водевильной актрисе, достойной партнерше увлекательно веселого Дюра. “Водевиль,
Дюр и Асенкова — три предмета, которых невозможно представить один без
другого”, — писал в некрологе о ней критик “Северной Пчелы”. Умерла Асенкова в
1841 г., прослужив на сцене всего шесть лет.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/