ИБН СИНА
(латинизир. Авиценна, Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач,
музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В
философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма.
Основные философские сочинения - 'Книга исцеления', 'Книга указаний и
наставлений' и др. - содержат также естественно-научные воззрения,
музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно
популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической
медицины 'Канон врачебной науки' (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта
греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков
обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских
изданий).
Жизнь
Иранец по
происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет
жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близких
редакциях. Начальное образование получил от отца - чиновника саманидской
администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными
способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины
(грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и
историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх
(мусульманское право) - у Исмаила Захида, медицину - у бухарского врача Абу
Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого
вскоре превзошел в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18
годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и
как искусный врач. В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма
Гургандж (ныне Ургенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг
'Академии Мамуна', объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Сины
поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась
годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во
время своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную
деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах
эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс
ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана
на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в
Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла.
Труды
Сохранилась
значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его работы,
написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси), охватывают, помимо
философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю,
кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов
оказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Сина называл своим вторым
учителем после Аристотеля, а также неоплатонизм, с идеями которого он был
знаком преимущественно по так называемой 'Теологии Аристотеля' (извлечения из
4-6 разделов 'Эннеад' Плотина). Главная философская работа Ибн Сины - энциклопедический
труд 'Книга исцеления' - состоит из четырех разделов: логики, физики,
математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К
этому труду примыкает написанная на фарси 'Книга знания' ('Даниш-намэ'). В
сокращенном изложении философские идеи 'Книги исцеления' содержатся в 'Книге
спасения' (русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителей
стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219-229). 'Книга указаний и
наставлений', написанная в последние годы жизни, - итоговое изложение его
философских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работ наибольшее
влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел 'Канон
врачебной медицины'. Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в форме
рубаи).
Философия
В классификации
философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина
следовал Аристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее,
существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее
благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в
возможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для Ибн Сины, в
отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и
личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см. Теизм). В то
же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждая совечность
мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно).
Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического
понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от
первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от
неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая
материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый
элемент любого возможного бытия.
В философской
повести 'Живой, сын Бодрствующего' Ибн Сина в аллегорической форме излагает
учение об активном 'уме' (аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет
человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и
метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить
мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад),
мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его
конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую
субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем
философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию
разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного
видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.
Сочинения:
Книга знания.
Сталинабад, 1957.
Канон врачебной
медицины. Ташкент, 1956-60. Т. 1-5.