Первый по
времени и талантливейший из противников нововведений патриарха Никона, он
родился в селе Григорово Нижегородской губернии. Отец его был священником и
рано умер. Мать взрастила в нем сильное чувство религиозности, соединенное с
искренностью убеждения, не допускавшего никаких уступок. Это и погубило его.
Переехав в
Москву, Аввакум стал известен в среде придворного духовенства и был представлен
царю Алексею Михайловичу. Его поставили в протопопы города Юрьевца. Но здесь
ревностный и неуклонно строгий обличитель человеческих пороков возбудил против
себя как прихожан, так и духовенство, поднявшее на протопопа весь город. Он
вновь отправился в Москву, поселился у своего единомышленника Неронова и стал
“ведать, при отлучках его, церковь” (Казанский собор в Китай-городе).
Казалось, все
устроилось как нельзя лучше. Аввакум был в столице в почете и довольстве и
думал заняться общеполезным делом. Но именно в это время Никон, вступив в
патриаршество, начал проводить церковно-обрядовую реформу. Аввакум стал ярым
отрицателем церковной новизны. Он считал, что всякое изменение в богослужебных
книгах — ересь, а всякое выражение, употреблявшееся исстари, должно быть свято
и оставаться неизменным, как догмат. Он сделался врагом Никона, против которого
открыто выступил в 1654 г., когда указом патриарха вместо 12 земных поклонов
были введены поясные и троеперстное (вместо двуперстного, как было в старину)
знамение креста. Возмутителя спокойствия Аввакума сняли со службы во время
всенощной в Казанском соборе.
Патриарх решил
Аввакума расстричь (15 сентября 1655 г.), но государь упросил вместо
расстрижения сослать его в Сибирь на жительство. Однако следствием этой ссылки
оказалось то, что в Сибирь было занесено раскольническое учение.
Через шесть лет
Аввакума возвратили в Москву. Враги патриарха Никона всюду искали людей,
готовых против него выступить с обвинениями, и протопоп оказался самым ярым и
непреклонным из них.
В первое время
государь часто встречался с Аввакумом и говаривал: “Благослови меня и помолись
о мне!” Одно время он даже думал сделать его царским духовником. Но неукротимый
нрав Аввакума скоро опять сказался. Боярыня Феодосия Морозова сделалась горячей
его сторонницей, Аввакум даже переехал в ее дом. К числу приверженцев протопопа
принадлежала и царица Марья Ильинична, урожденная Милославская, просившая об
Аввакуме царственного супруга. Однако Аввакум в милосердии видел только
слабость. Государь оскорбился на пренебрежение к своему расположению и, увидев,
что протопоп не унимается, пригрозил ему новой ссылкой. Последовали отлучение и
анафема, на которую протопоп ответил также анафемой. Патриархи Александрийский
и Антиохийский, находившиеся в Москве, тщетно уговаривали его смириться.
Аввакум своей несговорчивостью так разгневал патриархов, что сами они и свита
их принялись бить его.
После этого
Аввакума сослали в Пустозерск, дав 70 ударов кнутом. Здесь содержали его в
остроге 14 лет.
Аввакум
обратился с дерзким посланием к царю Федору Алексеевичу, в котором просил
позволения перебить иерархов, уподобляя себя пророку Илии, а их — жрецам царя
Ахава. О царе Алексее Михайловиче Аввакум поместил в послании оскорбительную
укоризну, что он на том свете “в муках сидит” за неприятие мнений протопопа.
В Великую
пятницу, 1 апреля 1681 г., в Пусто-зерске взвели на костер в срубе Аввакума и
трех его соузников. Подожгли дрова — народ снял шапки, и все замолкли. Аввакум
сложил двуперстный крест и с угрозою начал говорить: “Будете так креститься —
не погибнете, а оставите — городок ваш погибнет, мхом его занесет. А погибнет
городок — настанет веку конец!” Тут огонь охватил страдальцев. Один из трех
мучеников закричал. Аввакум наклонился к нему и стал шепотом увещевать, чтобы
тот потерпел; сам же он до самого конца не произнес ни слова.
Аввакум — это
образ русского мученика за идею, причем идеей этой было не только отстаивание
права “болеть о законе своем”, но и само мученичество. Нельзя забывать, что в
религиозной среде, в которой прошла вся жизнь мятежного протопопа, образцом
нравственного совершенства являлись именно христианские мученики. Вся история
жизни Аввакума, его духовного развития показывает, что он жаждал тернового
венца, сознательно шел к нему, увлекая за собой и своих последователей,
завороженных величием его личности и той идеи, которую он исповедовал. Ярчайший
пример тому — жизнь и смерть сестер Урусовых (старшая известна как боярыня
Морозова).
Все дошедшие до
нас в рукописях сочинения Аввакума содержат богатейший материал для изучения не
только его личности, но его времени. Самое обширное и наиболее важное из
творений Аввакума — его “Житие”, к которому примыкает “Краткая записка о своем
страдании и страдании своих соузников”. Время написания большинства Сочинений
Аввакума определяют лишь приблизительно.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/