Знаменитый
революционер-анархист. Служил в артиллерии; вышел в отставку, поселился в
Москве, где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению
германской философии. Основательно изучив Гегеля, в особенности его “Логику”,
Бакунин вскоре перешел на сторону так называемых “левых” гегельянцев, исповедуя
мысль, что страсть к разрушению есть вместе и творческая страсть.
С 1843 г. Бакунин заводит связи с германскими
и швейцарскими революционерами-коммунистами, о чем вскоре становится известно и
русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию Бакунин
отвечал отказом, после чего был осужден сенатом на вечное изгнание, с лишением
прав. Он жил главным образом в Париже и здесь близко сошелся с Прудоном; как
только вспыхнула февральская революция 1848 г., с энергией и страстностью
принялся за организацию парижских рабочих. Его энергия показалась опасной даже
членам временного правительства, и они поспешили удалить его из Парижа.
В мае 1849 г. он принял участие в организации
восстания в Дрездене и после взятия города прусскими войсками бежал в Хемниц,
где был арестован. Приговоренный к смертной казни, он отказался подписать
просьбу королю о помиловании; но смертная казнь все же была заменена
пожизненным заключением. Вскоре, однако, саксонское правительство выдало его
Австрии, где он был вторично судим и присужден к смертной казни, и на этот раз
замененной пожизненным заключением. В Австрии заключение его было значительно
строже, нежели в Саксонии, и когда до австрийского правительства дошли слухи о
готовящейся будто бы попытке освободить Бакунина, то его приковали к стене в
Ольмюце, где он просидел в таком положении несколько месяцев, пока не был,
наконец, выдан по требованию императора Николая России в 1851 г.
В России три года он содержался в
Алексеевском равелине Петропавловской крепости, затем столько же — в
Шлиссельбурге. В Петропавловской крепости Бакунин составил по требованию
императора записку, в которой изложил свой взгляд на революционное движение и
славянский вопрос.
Уступая настойчивым хлопотам семьи, Александр
II разрешил перевести его на вечное поселение в Сибирь. Бакунин был водворен
сперва в Западной Сибири, а затем по ходатайству Муравьева-Амурского, его
родственника, переведен в Иркутск. В 1861 г. Бакунин бежал из Сибири через
Японию и Америку в Лондон. Он начал свою деятельность красноречивым обращением
к “русским, польским и всем славянским друзьям”, в котором, не отвергая еще
государства, проповедовал разрушение существующих, исторически сложившихся и
держащихся одним насилием государств, в особенности таких, как Австрия и
Турция, а отчасти и Российская империя. Он выражал стремление к мирным федералистским
отношениям, основанным на свободной воле взаимно договаривающихся славянских
племен и народов. Вместе с тем он приглашал все славянские народности принять
лозунг тогдашних русских революционеров “Земля и воля!” и выражал надежду, что
возрожденная “хлоп-ская Польша” откажется от своих исторических притязаний и
предоставит малороссам, белорусам, Литве и латышам право свободного
самоопределения. В конце 1862 г. он выпустил брошюру “Народное Дело. Романов,
Пугачев или Пестель?”. Утверждая, что Александр II не понял своего назначения и
губит дело своей династии, Бакунин заявляет, однако, что если бы царь искренно
решился сделаться “земским царем”, созвал бы Земский собор и принял бы
программу “Земли и воли ”, то русские передовые люди и народ русский охотнее
всего пошли бы за ним, предпочитая его и Пугачеву, и Пестелю.
В 1862—1863 гг. Бакунин со страстью отдался
делу польского восстания, успев до некоторой степени втянуть в это дело и А.И.
Герцена, далеко не во всем ему сочувствовавшего. В 1868 г. он вступил в
основанный К. Марксом интернациональный союз рабочих. Однако руководители
интернационала вовсе не разделяли анархических взглядов Бакунина и не желали
разрушения исторически сложившихся государств. В том же году Бакунин вместе с
русским эмигрантом Н.И. Жуковским основал в Цюрихе журнал “Народное Дело”,
который проповедовал противогосударственную программу и признавал умственное
освобождение личности возможным только на почве атеизма и материализма, а
социально-экономическое освобождение — требующим упразднения всякой
наследственной собственности, передачи земли общинам земледельцев, а фабрик,
капиталов и прочих орудий производства — рабочим ассоциациям, уравнения женщин
в правах с мужчинами, упразднения брака и семьи и общественного воспитания детей.
В 1869 г., когда в России начались крупные
студенческие волнения, Бакунин принял деятельное участие в агитации среди
молодежи и сблизился с явившимся за границу С.Г. Нечаевым, который привлек его
своей необыкновенной энергией. Нечаев, приверженец принципа “цель оправдывает
средства”, признававший необходимым орудием революции обман и полное
порабощение революционных деятелей, в сущности принципиально резко отличался от
Бакунина, но тот во многом ему подчинялся, чем, конечно, сильно
скомпрометировал себя. В 1872 г. Бакунин был исключен из интернационала
незначительным большинством голосов. Это вызвало крупные несогласия, приведшие
в том же году к распадению союза.
В 1872—1876 гг., живя в большой нужде, Баку-'
нин занимался главным образом организацией различных революционных выступлений
в Италии и изложением своих взглядов в ряде сочинений. Самое значительное из
них “Государственность и анархия. Борьба двух партий в интернациональном
обществе рабочих”. Он утверждает здесь, что в современном мире есть два
главных, борющихся между собою течения: государственное реакционное и
социал-революционное. По мнению Бакунина, самая способная к развитию
государственности раса — немцы, которых он считает почти поголовно
пангерманистами. Он старается доказать, что борьба с пангерманизмом является
главной задачей для всех народностей славянского и романского племени, но
успешно бороться с пангерманизмом невозможно путем создания политических
противовесов ему в виде какого-нибудь великого всеславянского государства и т.п.,
так как на этом пути немцы благодаря их государственным талантам и их природной
способности к политической дисциплине всегда возьмут верх. Единственной силой,
способной бороться с поработительными тенденциями пангерманизма, Бакунин
считает социальную революцию, главной задачей которой он признает разрушение
исторических централизованных государств с заменой их свободной, не признающей
писаного закона федерацией общин, организованных по коммунистическому принципу.
Он признавал главной своей армией люмпен-пролетариат. В последние годы своей
жизни он сделал лично попытку организации такого движения в северной Италии,
для чего предпринял особую экспедицию в Болонью, кончившуюся полной неудачей,
причем он сам спасся от итальянских жандармов в возе сена. Неудача этой
экспедиции сильно подействовала на Бакунина, показав ему невозможность
сколько-нибудь успешного действия при помощи неподготовленных и
неорганизованных народных масс.
Хотя после разрыва с Нечаевым сам Бакунин не
принимал непосредственного участия в русском революционном движении, однако
идеи его среди русских революционеров начала 70-х годов получили большое
распространение.
Умер Бакунин в Берне, в больнице для
чернорабочих, куда он был помещен по его настоянию. В Берне он и похоронен.
В частной жизни Михаил Александрович Бакунин
был человеком редкостной доброты, лично, казалось, совершенно неспособным ни к
какому акту насилия.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/