Батюшков,
Константин Николаевич, известный поэт. Родился 18 мая 1787 года в Вологде,
происходил из старинного, но незнатного и не особенно богатого дворянского
рода. Двоюродный дед его был душевнобольной, отец был человек неуравновешенный,
мнительный и тяжелый, а мать (урожденная Бердяева) вскоре после рождения
будущего поэта сошла с ума и была разлучена с семьей; таким образом, Б. в крови
носил предрасположение к психозу.
Детство Б.
провел в родовом селе Даниловском, Бежецкого уезда, Новгородской губернии.
Десяти лет был определен в петербургский французский пансион Жакино, где провел
четыре года, а потом два года учился в пансионе Триполи. Здесь он получил самые
элементарные общенаучные сведения да практическое знание французского,
немецкого и итальянского языка; гораздо лучшей школой для него была семья его
двоюродного дяди, Михаила Никитича Муравьева , писателя и государственного
деятеля, который направил его литературный интерес в сторону классической
художественной литературы. Натура пассивная, аполитическая,
Б. к жизни и к
литературе относился эстетически. Кружок молодежи, с которым он сошелся,
вступив в службу (по управлению министерства народного просвещения, 1802 года)
и в светскую жизнь, был также чужд политических интересов, и первые
произведения Б. дышат беззаветным эпикуреизмом. Особенно подружился Б. с
Гнедичем , посещал интеллигентный и гостеприимный дом А.Н. Оленина , игравший
тогда роль литературного салона, Н.М. Карамзина , сблизился с Жуковским . Под
влиянием этого круга Б. принял участие в литературной войне между шишковистами
и "Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств", к
которому принадлежали друзья Б.
Общее
патриотическое движение, возникшее после аустерлицкого боя, где Россия
потерпела жестокое поражение, увлекло Б., и в 1807 году, когда началась вторая
война с Наполеоном, он вступил в военную службу, участвовал в прусском походе и
29 мая 1807 года был ранен под Гейльсбергом. К этому времени относится его
первое любовное увлечение (к рижской немочке Мюгель, дочери хозяина дома, где
поместили раненого поэта). В этом увлечении (оно отразилось в стихотворениях
"Выздоровление" и "Воспоминание"", 1807 года) поэт
проявил больше чувствительности, чем чувства; тогда же умер его руководитель
Муравьев; оба события оставили болезненный след в его душе. Он заболел.
Прохворав несколько месяцев, Б. вернулся в военную службу, участвовал в
шведской войне, был в финляндском походе; в 1810 году поселился в Москве и
сблизился с князем П.А. Вяземским , И.М. Муравьевым-Апостолом , В.Л. Пушкиным .
"Здесь, - говорит Л. Майков, - окрепли его литературные мнения, и
установился взгляд его на отношения тогдашних литературных партий к основным
задачам и потребностям русского просвещения; здесь и дарование Б. встретило
сочувственную оценку". Среди талантливых друзей и подчас "прелестниц
записных" поэт провел здесь лучшие два года своей жизни.
Возвратившись в
начале 1812 года в Петербург, Б. поступил в Публичную Библиотеку, где тогда
служили Крылов , Уваров, Гнедич, но в следующем году снова вступил в военную
службу, побывал в Германии, Франции, Англии и Швеции. Из грандиозного
политического урока, который получила тогда молодая Россия и в лице множества
даровитых своих представителей завязавшая близкое знакомство с Европой и ее
учреждениями, на долю Б., по условиям его психического склада, не досталось
ничего; он питал свою душу почти исключительно эстетическими восприятиями.
Вернувшись в Петербург, он узнал новое сердечное увлечение - он полюбил жившую
у Оленина А.Ф. Фурман. Но, по вине его собственной нерешительности и
пассивности, роман внезапно и жалко оборвался, оставив в душе его горький
осадок; к этой неудаче прибавился неуспех по службе, и Б., которого уже
несколько лет назад преследовали галлюцинации, окончательно погрузился в
тяжелую и унылую апатию, усиленную пребыванием в глухой провинции - в
Каменец-Подольске, куда ему пришлось отправиться со своим полком. В это время
(1815 - 1817) с особенной яркостью вспыхнул его талант, в последний раз перед
тем, как ослабеть и, наконец, угаснуть, что он всегда предчувствовал.
В январе 1816
года он вышел в отставку и поселился в Москве, изредка наезжая в Петербург, где
был принят в литературное общество "Арзамас" (под прозвищем
"Ахилл"), или в деревню; летом 1818 года он ездил в Одессу. Нуждаясь
в теплом климате и мечтая об Италии, куда его тянуло с детства, к "зрелищу
чудесной природы", к "чудесам искусств", Б. выхлопотал себе назначение
на дипломатическую службу в Неаполь (1818 год), но служил плохо, быстро пережил
первые восторженные впечатления, не нашел друзей, участие которых было
необходимо этой нежной душе, и стал тосковать. В 1821 году он решил бросить и
службу и литературу и переехал в Германию. Здесь он набросал свои последние
поэтические строки, полные горького смысла ("Завещание
Мельхиседека"), слабый, но отчаянный вопль духа, погибающего в объятиях
безумия. В 1822 году он вернулся в Россию. На вопрос одного из друзей, что
написал он нового, Б. ответил: "что писать мне и что говорить о стихах
моих? Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове
сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги.
Поди, узнай теперь, что в нем было!" Пробовали лечить Б., несколько раз
покушавшегося на самоубийство, и в Крыму, и на Кавказе, и за границей, но
болезнь усиливалась. Умственно Б. ранее всех своих сверстников выбыл из строя,
но физически пережил почти всех их; он умер в родной Вологде 7 июля 1855 года.
В русской
литературе, при незначительном абсолютном значении, Б. имеет крупное значение
предтечи самобытного, национального творчества. Он стоит на рубеже между
Державиным , Карамзиным, Озеровым , с одной стороны, и Пушкиным , с другой.
Пушкин называл Б. своим учителем, и в его творчестве, в особенности юношеского
периода, есть много следов влияния Б. Свою поэтическую деятельность,
завершившуюся таким скорбным аккордом, он начал анакреонтическими мотивами:
"О, пока бесценна младость не умчалася стрелой, пей из чаши полной
радость"... "друзья, оставьте призрак славы, любите в юности забавы и
сейте розы на пути"... "скорей за счастьем в путь жизни полетим,
упьемся сладострастьем и смерть опередим, сорвем цветы украдкой под лезвием косы
и ленью жизни краткой продлим, продлим часы!" Но эти чувства не все и не
главное в Б. Сущность его творчества полнее раскрывается в элегиях.
"Навстречу
внутреннему недовольству его, - говорил его биограф, - шли с запада новые
литературные веяния; тип человека, разочарованного жизнью, овладевал тогда
умами молодого поколения... Б., быть может, один из первых русских людей вкусил
от горечи разочарования; мягкая, избалованная, самолюбивая натура нашего поэта,
человека, жившего исключительно отвлеченными интересами, представляла собой
очень восприимчивую почву для разъедающего влияния разочарованности... Этой
живой впечатлительностью и нежной, почти болезненной чувствительностью
воспиталось высокое дарование лирика, и он нашел в себе силу выражать самые глубокие
движения души". В ней отражения мировой скорби смешиваются с следами
личных тяжелых переживаний. "Скажи, мудрец младой, что прочно на земле?
где постоянно жизни счастье?" - спрашивает Б. ("К другу", 1816):
"минутны странники, мы ходим по гробам, все дни утратами считаем... все
здесь суетно в обители сует, приязнь и дружество непрочно...". Его терзали
воспоминания о неудачной любви: "О, память сердца, ты сильней рассудка
памяти печальной"... ("Мой гений"), "ничто души не веселит,
души, встревоженной мечтами, и гордый ум не победит любви - холодными
словами" ("Пробуждение"): "напрасно покидал страну моих
отцов, друзей души, блестящие искусства и в шуме грозных битв, под тению
шатров, старался усыпить встревоженные чувства! Ах, небо чуждое не лечит сердца
ран! Напрасно я скитался из края в край, и грозный океан за мной роптал и
волновался" ("Разлука"). В эти минуты его посещало сомнение в
себе: "Я чувствую, мой дар в поэзии погас, и муза пламенник небесный
потушила" ("Воспоминания").
К элегиям
принадлежит и лучшее из всех стихотворение Б., "Умирающий Тасс". Его
всегда пленяла личность автора "Освобожденного Иерусалима", и в своей
собственной судьбе он находил нечто общее с судьбою итальянского поэта, в уста
которого он вложил грустное и гордое признание: "Так! я свершил
назначенное Фебом. От первой юности его усердный жрец, под молнией, под
разъяренным небом я пел величие и славу прежних дней, и в узах я душой не
изменился. Муз сладостный восторг не гас в душе моей, и гений мой в страданьях
укрепился... Земное гибнет все - и слава, и венец, искусств и муз творенья
величавы... Но там все вечное, как вечен сам Творец, податель нам венца
небренной славы, там все великое, чем дух питался мой"...
Русский
классицизм в поэзии Б. пережил благодетельный поворот от внешнего, ложного
направления к здоровому античному источнику; в древности для Б. была не сухая
археология, не арсенал готовых образов и выражений, а живая и близкая сердцу
область нетленной красоты; в древности он любил не историческое, не прошедшее,
а над-историческое и вечное - антологию, Тибулла, Горация; он переводил Тибулла
и греческую антологию. Он ближе всех своих современников, даже ближе
Жуковского, разнообразием лирических мотивов и, особенно, внешними
достоинствами стиха, подошел к Пушкину; из всех предвестий этого величайшего
явления русской литературы Б. самое непосредственное и по внутренней близости,
и по времени. "Это еще не пушкинские стихи, - сказал Белинский об одной из
его пьес, - но после них уже надо было ожидать не других каких-нибудь, а
пушкинских.
Пушкин называл
его счастливым сподвижником Ломоносова , сделавшим для русского языка то же
самое, что сделал Петрарка для итальянского". До сих пор остается в силе
его лучшая оценка, данная Белинским. "Страстность составляет душу поэзии
Б., а страстное упоение любви - ее пафос... Чувство, одушевляющее Б., всегда
органически жизненно... Грация - неотступный спутник музы Б., что бы она ни
пела"... В прозе, беллетристической и критической, Б. выказал себя, как
назвал его Белинский, "превосходнейшим стилистом". Его особенно
занимали вопросы языка и стиля. Литературной борьбе посвящены его сатирические
произведения - "Певец в беседе славянороссов", "Видение на
берегах Леты", большая часть эпиграмм. Б. печатался в разных журналах и
сборниках, а в 1817 году Гнедич издал собрание его сочинений, "Опыты в
стихах и прозе". Затем сочинения Б. вышли в 1834 году ("Сочинения в
прозе и стихах", издание И.И. Глазунова), в 1850 году (издание А.Ф.
Смирдина ). В 1887 году вышло монументальное классическое издание Л.Н. Майкова
, в трех томах, с примечаниями Майкова и В.И. Саитова ; одновременно Л.Н.
Майков выпустил однотомное, общедоступное по цене издание, а в 1890 году
дешевое издание стихотворений Б. с небольшой вступительной статьей (издание
редакции "Пантеона Литературы"). Л.Н. Майкову принадлежит обширная
биография Б. (в 1 т., изд. 1887 года).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/