Родился в Москве. Баженов имел природный
талант к искусству, который обнаружил еще в детстве, срисовывая всякого рода
здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на него внимание
архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы
Ухтомского Баженов перешел в Академию художеств. К этому времени он знал
архитектуру настолько, что его учитель С.И. Чевакинский сделал талантливого
молодого человека помощником своим при постройке Николаевского морского собора.
В сентябре 1759 г. Баженов был отправлен для
совершенствования своего таланта в Париж. Поступив в ученики к профессору
Дювалю, он делал модели архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил со
строгой пропорциональностью частей несколько моделей знаменитых зданий. В
Париже — Луврской галереи, а в Риме — храма св. Петра. Баженов внимательно
изучал труды римского архитектора Витрувия. По возвращении в Россию, живя в
Москве, Баженов составил полный перевод всех десяти книг Витрувия, напечатанный
в 1790— 1797 гг. в Петербурге.
Основательно знакомый с теорией своего
искусства, Баженов был и одним из лучших практиков-строителей своего времени.
Проектируемые им здания отличались и удобством планировки, и изяществом формы.
Проект здания дворца в екатерингофском парке с оранжереями, зверинцем,
каруселями и прочими затеями роскоши сочинен был Баженовым по академической
программе на степень профессора. Выполнение признано было советом академии
вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании академика, которое было
получено им три года раньше, в бытность за границей. Эта несправедливость
заставила Баженова взять увольнение от академической службы, и князь Г.Г. Орлов
определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором с чином
капитана. В этой должности Баженов построил в Петербурге здание арсенала на
Литейной улице (позднее здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле,
здание арсенала и сената на Знаменке, дом Пашкова, а в окрестностях столицы —
дворец в Царицыне и Петровский дворец, достроенный Казаковым, его помощником.
В Кремле вместо стен Баженов проектировал
сплошной ряд зданий, которые были торжественно заложены. Но Екатерина II на самом
деле и не думала осуществлять затею зодчего. Такая же судьба постигла и
Царицынский дворец Баженова. Екатерина летом 1785 г. приехала на три дня в
древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его
мрачным, повелела прекратить постройку. Баженов не получил другого назначения
и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное
заведение и занялся частными постройками.
Перемена в его служебной карьере и немилость
Екатерины объясняются его близостью с кружком Новикова, который поручил ему
доложить наследнику цесаревичу о выборе его московскими масонами в верховные
мастера. Екатерина подозревала тут политическую подоплеку, и гнев ее на
Баженова обрушился раньше, чем на других. Но дальше исключения из службы дело не
пошло, а в 1792 г. он был принят вновь на службу по Адмиралтейств-коллегий и
перенес свою деятельность в Петербург.
Баженов строил на Каменном острове дворец и
церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в
Кронштадте. По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом
Академии художеств и поручил составить проект Михайловского замка, приготовить
собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной
архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы
сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в
Академии художеств? Баженов с жаром принялся выполнять эти поручения монарха,
покровителя отечественного искусства, но вскоре умер.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/