Насупленные
брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода — на фотографиях Павел
Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником.
Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок
местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и
прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
А родился он на
Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди,
предания, сказки и песни родного Урала. Став учителем, он в свободное время
бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в толстую
тетрадь всё, что они ему рассказывали: были и небылицы, подлинные истории и
народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей
накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла
революция. И тогда Павел Бажов оставил учительство, запрятал свои тетради и
добровольно пошел в Красную Армию, чтобы с винтовкой в руках защищать молодую
Советскую Республику. Только после окончания гражданской войны Павел Бажов
снова достал свои заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К
этому времени он был журналистом. По своим обязанностям ему приходилось очень
часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводам. И он не терял ни одной
возможности, чтобы записывать все, что его так сильно привлекало.
Павлу Бажову
были интересны простые уральские мастера, талантливые русские умельцы, которые
лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и
чугуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только
таким открываются стихийные силы природы, только отважным и чистым душой людям
удается проникнуть в заветные кладовые Уральских гор, только им дано разгадать
их тайны. Так рассказывалось в тех преданиях, которые переходили от поколения к
поколению. В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были». А
за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Ключкамень», «Хозяйка
медной горы», «Великий полоз» и многие другие «уральские сказы», как назвал их
автор.
Они были
радостным открытием для всех читателей: от детворы до умудренных старцев. В
этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили
необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей
сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой
совестью. Впервые героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие
необыкновенной силой, а рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне
его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец» — так называли в уральских
сказах таких людей. По мотивам сказов созданы кинофильм «Каменный цветок»,
многочисленные произведения музыки, скульптуры, живописи. Слава нового и
необыкновенного сказочника разошлась по всей стране, вышла далеко за ее
пределы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5.km.ru/