В годы
эмиграции 3. Н. Гиппиус воспоминала: "Удивительное это было существо, Боря
Бугаев! Вечное. ,,игранье мальчика", скошенные глаза, танцующая походка,
бурный водопад слов, на все „да — да — да", но вечное вранье и постоянная
измена. Очень при этом симпатичен и мил; надо было только знать его природу,
ничему в нем не удивляться и ничем не возмущаться. Прибавлю, чтобы дорисовать
его, что он обладал громадной эрудицией, которой пользовался довольно нелепо.
Слов? „талант" к нему как-то мало приложимо. Но в неимоверной куче его
бесконечных писаний есть кое-где проблески гениальности".
Борис
Николаевич Бугаев родился в Москве в семье профессора математики Московского
университета Н. В. Бугаева. Первым реальным "прикосновением" к
искусству он считал исполнявшиеся матерью сонаты Бетховена и прелюдии Шопена. В
гимназические годы проявлял интерес к философии, с 15 лет начал писать.
"Два года упорного чтения, — вспоминал поэт в автобиографии, — где Шекспир,
Гете и Шиллер сменились Толстым, Достоевским, Тургеневым, сменявшихся в свою
очередь Ибсеном, Метерлинком, Верленом и Ницше, обратили меня в упорного и
фанатически настроенного символиста". В конце 1895 г. он сблизился с
семьей брата философа Вл. С. Соловьева — М. С. и О. М. Соловьевыми и подружился
с их сыном Сергеем. Здесь поощряли его первые литературные опыты и придумали
начинающему автору псевдоним "Андрей Белый". В 1903 г. он закончил
естественное отделение физико-математического факультета Московского
университета, в следующем году поступил на историко-филологический факультет, в
1905 г. обучение было прервано.
В отличие от
Блока, параллелизм жизненной и творческой судьбы с которым Белый прослеживал в
своих позднейших мемуарах, он не принадлежал к поэтам, полностью реализующим
себя в стихах. Энциклопедическая "разбросанность" его увлечений
удивляла и восхищала современников. "Натура богато одаренная. Белый просто
не знает, которой из своих муз ему лишний раз улыбнуться. Кант ревнует его к
поэзии. Поэзия к музыке. Тряское шоссе к индийскому символу ... Критика и
теория творчества (статьи о символизме) идут так — между делом. И любуешься на
эту юношески смелую постройку жизни", — писал о нем И. Ф. Анненский.
В 1901? гг.
Белый знакомится и сближается с символистами "старшего" поколения: В.
Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус. В январе 1903
г. начинается его "мистическая" переписка с А. А. Блоком (личное
знакомство состоялось год спустя). В отличие от "старших" Белый
понимает символизм шире, чем литературное направление или литературную школу,
он для поэта — мироощущение и мировоззрение, в котором гармонически сочетаются
"религиозный, жизненный путь, искусство и спекулятивное мышление".
Хотя с начала выхода в январе 1904 г. символистского журнала "Весы"
Белый — его неизменный участник, он считал, что "идеология московской
фракции символизма созрела не в „Скорпионе" и не в ,,Весах", а в
интимных беседах и разговорах среди молодых символистов аргонавтического
толка".
Литературный
дебют Белого, "Симфония (2-я драматическая)" (1902),—созданный под
влиянием музыки экспериментальный жанр: "нечто среднее между стихами и
прозой". В ней отразилось мироощущение "эпохи зорь":
эсхатологические
чаяния и ожидания от нового века духовного обновления и преображения жизни,
влияние идей Ф. Ницше и Вл. С. Соловьева, "мистическое" увлечение М.
К. Морозовой.
Итог ранней
поэтической деятельности подвел сборник "Золото в лазури" (1904). В
этой книге пафос солнечного "аргонавтического" дерзания постепенно
вытесняется мотивом угасания зорь. "Творчество Белого, — писал о сборнике
В. Я. Брюсов, — это — вспышки молний, блеск драгоценных камней, разбрасываемых
пригоршнями, торжественное зарево багряных закатов. ...С дерзостной
беззаветностью бросается он на вековечные тайны мира и духа, на отвесные
высоты, закрывшие нам дали, прямо, как бросались до него и гибли тысячи других
отважных... Белый, со всей необузданностью, порывает резко с обычными приемами
стихотворчества, смешивает все размеры, пишет стих в одно слово, упивается еще
неиспробованными рифмами. ...Язык Белого — яркая, но случайная амальгама; в нем
своеобразно сталкиваются самые ,,тривиальные" слова с утонченнейшими
выражениями, огненные эпитеты и дерзкие метафоры с бессильными прозаизмами; это
— златотканая царская порфира в безобразных заплатах".
Выход в свет
сборника совпал для Белого с периодом духовного кризиса, вызванного прежде
всего разочарованием в мистических чаяниях рубежа века.
"Ослепительное", праздничное выступление поэта с первой и второй
"Симфониями" и стихами "Золота в лазури" сменил долгий ряд
"истерик, срывов, обвалов и пропастей". В это время у него возникает
интерес к "точному" знанию и философии. В надежде написать
"философский кирпич под заглавием ,,Теория символизма"" Белый штудирует
труды Канта и представителей марбургской школы.
Во втором
сборнике "Пепел" (1909), посвященном Н. А. Некрасову и во многом
предопределенном его творчеством, диапазон возможностей лирики Белого в
значительной степени расширяется за счет социальной тематики и
"жанровых" стихов. "И жемчужные зори, и кабаки, и буржуазная
келья, и надзвездная высота, и страдания пролетария — все это объекты
художественного творчества, — утверждает он. Тема новой книги — Россия с ее
разложившимся прошлым и нерожденным будущим", такой родина предстает в
творческом сознании автора после поражения в русско-японской войне и подавления
первой русской революции. "Пепел чего? Прежних субъективных переживаний
поэта или объективной действительности, — пепел России? — задается вопросом С.
М. Соловьев и сам же отвечает: и того, и другого". Часть критиков
символистской ориентации с сожалением заметила, что книга производит
антихудожественное впечатление. "Пепел — это только остатки былого
воспоминания", — констатировал М. Л. Гофман. По мнению же Вяч. Иванова,
"творение, далеко выходящее по замыслу за пределы интимного искусства
поэтической секты, посвященное преимущественно проблемам нашей общественности и
обращенное к обществу", — отнюдь не измена символизму, а симптом закономерной
эволюции этого направления, выход из "волшебного круга солипсизма и
индивидуализма отчужденной от мира личности".
Сборник
"Урна" (1909), включающий стихи тех же лет, что и "Пепел",
составлен из текстов, объединенных лейтмотивом "раздумья о бренности
человеческого естества с его страстями и порывами". Они во многом навеяны
"петербургской драмой" Белого, его безответным чувством к Л. Д. Блок.
",,Пепел" — книга самосожжения и смерти: но сама смерть есть только
завеса, закрывающая горизонты дальнего; чтобы найти их в ближнем. В „Урне я
собираю свой собственный пепел, чтобы он не заслонял света моему живому ,,я .
Мертвое „я заключаю в ,,Урну", и другое, живое „я" пробуждается во
мне к истинному", — писал поэт в предисловии.
В 1910-е годы в
московском издательстве "Мусагет", объединившем символистов
религиозно-философской ориентации, выходят сборники критических и теоретических
статей Белого "Символизм" и "Арабески". В 1912 — 1916 гг.
поэт слушает курсы лекций Р. Штейнера и становится приверженцем его
антропософского учения.
После
революции, которую Белый воспринял в мистическом ключе как начало духовного
религиозного обновления, он активно включается в культурно-общественную
деятельность, участвует в Пролеткульте, Театральном отделе Наркомпроса, читает
лекции. Его поэтическое творчество в целом сохраняет приверженность символизму.
Изданные в советское время сборники "Королевна и рыцари" (1919) и
"Звезда" (1922) составлены из произведений 1910-х годов. Книга стихов
"После разлуки" (1922) отражает поиски новой формы, которую Белый
определяет термином "мелодизм".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/