Бернард Шоу
(1856-1950) Один из классиков
драматургии XX в., крупнейший сатирик, публицист, театральный деятель, Шоу
прожил долгую, яркую жизнь - умер в девяносто четыре года. Родился в Ирландии,
в Дублине, в семье бедного чиновника, с пятнадцати лет начал зарабатывать себе
на жизнь. Переехав в Лондон, увлекся театром, начал выступать в печати как
музыкальный критик, а также романист ("Незрелость", "Неразумные
связи", "Профессия Кашеля Байрона" и др.). Вступив в так
называемое Фабианское общество, стал сторонником фабианского, реформистского
социализма. Сыграл огромную роль в утверждении принципов европейской
"новой драмы", которая заявила о себе на рубеже XIX-XX вв. в
творчестве Ибсена, Чехова, Горького, Роллана, Гауптмана, Метерлинка.
Свой
эстетические принципы сформулировал в программной работе "Квинтэссенция
ибсенизма" (1891), в которой современной английской драматургии,
неглубокой, рассчитанной на развлечение публики, противопоставил творчество
норвежского драматурга, поборника искусства проблемного, идейного и основанного
на правде жизни.
Дебютировал
серией так называемых "неприятных пьес" ("Дома вдовца",
"Профессия миссис Уоррен", "Волокита"). В них он предстал
как остроумный критик современного высшего общества, его фарисейства и
порочности, скрытой за мнимой "респектабельностью".
Его глубокую
аморальность символизирует миссис Уоррен (из одноименной пьесы), богатая,
"порядочная" дама, преуспевающая в своей "профессии"
содержательницы публичных домов в европейских столицах, доходы от которых и
лежат в основе ее богатства. Немногим лучше и добродушный богач Сарториус
("Дома вдовца"), добывающий деньги не менее грязным способом, сдавая
беднякам трущобы. Острую социальную критику Шоу продолжает и в других циклах, в
"Приятных пьесах", в "Пьесах для пуритан", где
развенчиваются милитаризм ("Избранник судьбы"), лжеромантика войны
("Человек и оружие"), двуличие священнослужителей
("Кандида"), фальшь и лицемерие общества ("Дом, где разбиваются
сердца"). В то же время Шоу утверждал нравственные качества простых людей
(в одной из лучших своих пьес "Пигмалион" и др.). В поздних пьесах
Шоу ("Тележка с яблоками", "Горько, но правда") его
остроумные инвективы обретают памфлетную силу. Был убежденным антимилитаристом
и антифашистом, симпатизировал нашей стране; в 1931 г. приехал в СССР, чтобы
отметить свое 75-летие. В 1925 г. Шоу была присуждена Нобелевская премия по
литературе.
Яркий
представитель "интеллектуального театра", Шоу создал особый тип
"драмы-дискуссии", герои которой, нередко эксцентрические персонажи,
выступают как носители определенных тезисов, идейных позиций. Главное внимание
Шоу не на столкновении характеров, а на противоборстве точек зрения, на спорах
персонажей, касающихся философских, политических, нравственных, семейных
проблем. "Паладин смеха", как его назвал А. В. Луначарский, Шоу
широко использует сатирическое заострение, гротеск, а порой и буффонаду. Но
самое надежное оружие Шоу - его блистательные парадоксы, с помощью которых он
обнажает внутреннюю фальшь господствующих догм и общепринятых истин. Предмет
его осмеяния - лицемерие, столь характерное для английского высшего общества.
Образ Бернарда Шоу, яркой, оригинальной личности, история его любви к актрисе
Патрисии Кэмпбелл запечатлены в известной, основанной на их переписке пьесе
Джерома Килти "Милый лжец"; она с успехом шла во МХАТе (в исполнении
А. Кторова и А. Степановой) и Театре им. Моссовета (в исполнении Р. Плятта и Л.
Орловой).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl