Бернини
(Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7.12. 1598, Неаполь, - 12.11. 1680, Рим),
итальянский архитектор и скульптор.
Учился у отца -
скульптора Пьетро Б. В архитектуре и скульптуре Б., крупнейшего мастера
римского и всего итальянского барокко, ярко воплотились главные принципы этого
стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство
пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой
чувственностью.
В широких
масштабах и с высочайшим мастерством Б. решал проблему синтеза пластических
искусств. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора
святого Петра с кафедрой святого Петра, 1657-66, и др. церквей), а также
самостоятельные скульптурные произведения, Б. живописно сочетает разные
материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко), использует раскраску,
позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени
создают ощущение нервной приподнятости.
Под
воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в
иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно
вырываясь в пространство. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Б. добивался
почти натуралистических эффектов - имитации блеска и мягкости кожи, фактуры
ткани.
Чувственность и
одухотворённость в произведениях Б. нередко сливаются, переходя в мистическую
экзальтацию ("Экстаз святой Терезы", мрамор, 1644-52, капелла Корнаро
церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Начав своё скульптурное творчество со
статуй и двухфигурных композиций ("Давид", мрамор, 1623,
"Аполлон и Дафна", мрамор, 1622-25,- в Музее и галерее Боргезе, Рим),
Б. выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий
индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его
изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея
Боргезе; бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция).
Постепенно в
портретах Б. усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к
формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и
пышностью (выполненный Б. в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика
XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). Б. создал также тип барочной гробницы
с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого
Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639-46).
Свою
архитектурную деятельность (строил только в Риме) Б. начал с создания балдахина
с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624-33); полностью
особенности его манеры проявились в 1650-60-х гг. Пластичность и динамизм,
своеобразный иллюзионизм придают архитектуре Б. торжественность и величавость.
Главное
творение Б. - грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657-63). Овальная
площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4- рядными колоннадами,
властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед
собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём. Прямолинейные
участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект
зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. Динамическая
форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в
композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер
строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм; их противоборством достигается
общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности
архитектурного образа. Б. часто прибегает к приёмам искусственной перспективы
(например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в
Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его
появления на верхней площадке). Б. сыграл важную роль в формировании
архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны - Тритона на Пьяцца
Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51, и др.). Творчество Б.,
поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их
осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство 17-18 вв
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/