Народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной
премий СССР, лауреат международных конкурсов
Родилась 19
июля 1941 года в Москве. Отец - Бессмертнов Игорь Борисович, врач. Мать -
Бессмертнова Антонина Яковлевна (в девичестве - Пешкова), домашняя хозяйка.
Супруг - Григорович Юрий Николаевич, балетмейстер, Народный артист СССР, Герой
Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий.
Балерина
Н.И.Бессмертнова вошла в историю отечественного искусства в плеяде блестящих
танцовщиц от М.Т.Семеновой и Г.С.Улановой до современных молодых
"звезд". Эта плеяда составляет славу русского искусства и повлияла на
исполнительское мастерство артистов всего мира. Н.И.Бессмертновой принадлежит в
ней видное и почетное место.
В семье
Бессмертновых не было деятелей искусства. Но Наташа с детства любила танцы и
интересовалась балетом. Поэтому ее отдали в 1952 году учиться в Московское
хореографическое училище, где она делала быстрые успехи и блестяще окончила его
в 1961 году у педагогов М.А.Кожуховой и С.Н.Головкиной. Сразу после этого она
была принята в труппу Большого театра, где проработала до 1995 года.
С первых шагов
в Большом театре у Н.И.Бессмертновой проявилось дарование лирического
характера. Ее дебютом явился седьмой вальс и мазурка в "Шопениане"
М.М.Фокина, она выступила также в главной роли современного балета
А.И.Баланчивадзе "Страницы жизни" (постановка Л.М.Лавровского), где
ее партнером был начавший свою сценическую карьеру вместе с нею М.Л.Лавровский.
Н.И.Бессмертнова
обладает редкими данными танцовщицы романтического плана. Линии ее фигуры
удлиненные и гибкие, пластика изысканна, руки изящны и выразительны. Танец ее
легок и воздушен, артистка органически живет в нем. Наряду с
"Шопенианой" одной из ее коронных ролей стала Жизель в одноименном
балете. На гастролях в Англии и в других странах ее исполнение имело
необыкновенный успех. Балерина быстро получила мировую известность и имела
многообразную, восторгающуюся ее искусством прессу в СССР и за рубежом.
Внешние данные
романтической танцовщицы сочетаются у Н.И. Бессмертновой с редкой способностью
к разнообразному танцевальному и пластическому выражению внутреннего мира
исполняемых ею персонажей, с тонким чувством стиля различных балетов, что дает
возможность широкой трансформации сценического облика ее героинь.
В дальнейшем
Н.И.Бессмертнова исполняла ведущие партии во многих балетах репертуара Большого
театра, в том числе во всех спектаклях, поставленных Ю.Н.Григоровичем.
Высокая
одухотворенность свойственна всем ее ролям. Назовем среди них Лейли в балете
"Лейли и Меджнун" С.А.Баласаняна в постановке К.Я.Голейзовского
(1964), Марию в "Бахчисарайском фонтане" Б.В.Асафьева в постановке
Р.В.Захарова (балерина была введена в этот спектакль в 1967 году), Девушку в
"Видении розы" М.М.Фокина на музыку К.М.Вебера (1967) и другие.
Исключительная
музыкальность балерины проявилась не в простом следовании за музыкой, а в
ощущении музыки как внутреннего наполнения танца. Ее танец, технически
безупречный, богат пластическими нюансами и порою имеет как бы импровизационный
характер. Балерина настолько сливается со своей танцевальной партией, что
кажется, будто ее танец создается ею самой здесь и сейчас.
Особенно все
это проявилось в балетах, поставленных Ю.Н.Григоровичем. Ее Маша в
"Щелкунчике" (1968) - юная мечтательница, устремляющаяся вслед за
своей мечтой в неведомые дали. Хрупкая, но мужественная Фригия в
"Спартаке" (1968) из страдающего существа превращается в носительницу
Мировой скорби, рождаемой вселенской катастрофой. Изящная, гибкая, словно
газель, Ширин в "Легенде о любви" (1965) горюет и никнет к концу
этого трагического произведения. Двойственная Одетта-Одиллия в "Лебедином
озере" предстает как двуликий Янус, предопределяющий трагическую судьбу
Принца. Ее Раймонда в одноименном балете (1984) величественна и горделива.
Анастасия в "Иване Грозном" (1975) загадочна и таинственна. А роли
Валентины в "Ангаре" (1976) и Риты в "Золотом веке" (1982)
позволили Н.И.Бессмертновой создать образы современных девушек, и ее дарование
засверкало новыми гранями.
Столь же
своеобразна Н.И.Бессмертнова и в партиях Джульетты в "Ромео и
Джульетте" (она танцевала обе редакции - и Л.М.Лавровского, и
Ю.Н.Григоровича), Китри в "Дон Кихоте", Авроры в "Спящей
красавице". Репертуар актрисы обширен, ее творческий диапазон широк,
танцевальное мастерство совершенно, а дар перевоплощения в разные образы
уникален.
Следует
отметить, что Н.И.Бессмертнова была первой исполнительницей партий Джульетты в
"Ромео и Джульетте" С.С.Прокофьева и Анастасии в Иване Грозном на
музыку С.С.Прокофьева, поставленных Ю.Н.Григоровичем в парижской Опере (1976 и
1978).
За свой вклад в
хореографическое искусство Н.И.Бессмертнова удостоена звания Народной артистки
СССР (1976), Ленинской (1986) и Государственной премии СССР (1977). Она, кроме
того, получила первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Варне
(Болгария) в 1965 году и премию имени Анны Павловой в Париже в 1970 году.
Уйдя в 1995
году из Большого театра, Н.И.Бессмертнова с тех пор и по настоящее время
работает в качестве балетмейстера-репетитора во всех спектаклях, которые
Ю.Н.Григорович ставит в разных городах России и в зарубежных странах.
Н.И.Бессмертнова
снималась в телебалете "Ромео и Джульетта" (1968), участвовала в
экранизации балетов "Жизель" (1975), "Шопениана" (1977), в
кинофильмах-балетах "Спартак" (1976), "Грозный век" (по
балету "Иван Грозный", 1977). Творчеству Н.И.Бессмертновой посвящен
телефильм "Жизнь в танце" (1978).
В свободное
время Наталья Игоревна любит слушать музыку, читать книги, проводить время на
природе, посещать музеи, путешествовать.
Живет в Москве.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.comstar.ru/