Батюшков,
Константин Николаевич, известный поэт. Родился 18 мая 1787 года в Вологде,
происходил из старинного, но незнатного и не особенно богатого дворянского
рода. Двоюродный дед его был душевнобольной, отец был человек неуравновешенный,
мнительный и тяжелый, а мать (урожденная Бердяева) вскоре после рождения
будущего поэта сошла с ума и была разлучена с семьей; таким образом, Б. в крови
носил предрасположение к психозу. Детство Б. провел в родовом селе Даниловском,
Бежецкого уезда, Новгородской губернии.
Десяти лет был
определен в петербургский французский пансион Жакино, где провел четыре года, а
потом два года учился в пансионе Триполи. Здесь он получил самые элементарные
общенаучные сведения да практическое знание французского, немецкого и
итальянского языка; гораздо лучшей школой для него была семья его двоюродного
дяди, Михаила Никитича Муравьева , писателя и государственного деятеля, который
направил его литературный интерес в сторону классической художественной
литературы. Натура пассивная, аполитическая, Б. к жизни и к литературе
относился эстетически. Кружок молодежи, с которым он сошелся, вступив в службу
(по управлению министерства народного просвещения, 1802 года) и в светскую
жизнь, был также чужд политических интересов, и первые произведения Б. дышат
беззаветным эпикуреизмом.
Особенно
подружился Б. с Гнедичем , посещал интеллигентный и гостеприимный дом А.Н.
Оленина , игравший тогда роль литературного салона, Н.М. Карамзина , сблизился
с Жуковским . Под влиянием этого круга Б. принял участие в литературной войне
между шишковистами и "Вольным обществом любителей словесности, наук и
художеств", к которому принадлежали друзья Б. Общее патриотическое
движение, возникшее после аустерлицкого боя, где Россия потерпела жестокое
поражение, увлекло Б., и в 1807 году, когда началась вторая война с Наполеоном,
он вступил в военную службу, участвовал в прусском походе и 29 мая 1807 года
был ранен под Гейльсбергом.
К этому времени
относится его первое любовное увлечение (к рижской немочке Мюгель, дочери
хозяина дома, где поместили раненого поэта). В этом увлечении (оно отразилось в
стихотворениях "Выздоровление" и "Воспоминание"", 1807
года) поэт проявил больше чувствительности, чем чувства; тогда же умер его
руководитель Муравьев; оба события оставили болезненный след в его душе. Он
заболел. Прохворав несколько месяцев, Б. вернулся в военную службу, участвовал
в шведской войне, был в финляндском походе; в 1810 году поселился в Москве и
сблизился с князем П.А. Вяземским , И.М. Муравьевым-Апостолом , В.Л. Пушкиным .
"Здесь, - говорит Л. Майков, - окрепли его литературные мнения, и
установился взгляд его на отношения тогдашних литературных партий к основным
задачам и потребностям русского просвещения; здесь и дарование Б. встретило
сочувственную оценку". Среди талантливых друзей и подчас "прелестниц
записных" поэт провел здесь лучшие два года своей жизни.
Возвратившись в
начале 1812 года в Петербург, Б. поступил в Публичную Библиотеку, где тогда
служили Крылов , Уваров, Гнедич, но в следующем году снова вступил в военную
службу, побывал в Германии, Франции, Англии и Швеции. Из грандиозного
политического урока, который получила тогда молодая Россия и в лице множества
даровитых своих представителей завязавшая близкое знакомство с Европой и ее
учреждениями, на долю Б., по условиям его психического склада, не досталось
ничего; он питал свою душу почти исключительно эстетическими восприятиями.
Вернувшись в Петербург, он узнал новое сердечное увлечение - он полюбил жившую
у Оленина А.Ф. Фурман. Но, по вине его собственной нерешительности и
пассивности, роман внезапно и жалко оборвался, оставив в душе его горький
осадок; к этой неудаче прибавился неуспех по службе, и Б., которого уже
несколько лет назад преследовали галлюцинации, окончательно погрузился в
тяжелую и унылую апатию, усиленную пребыванием в глухой провинции - в
Каменец-Подольске, куда ему пришлось отправиться со своим полком. В это время
(1815 - 1817) с особенной яркостью вспыхнул его талант, в последний раз перед
тем, как ослабеть и, наконец, угаснуть, что он всегда предчувствовал. В январе
1816 года он вышел в отставку и поселился в Москве, изредка наезжая в Петербург,
где был принят в литературное общество "Арзамас" (под прозвищем
"Ахилл"), или в деревню; летом 1818 года он ездил в Одессу. Нуждаясь
в теплом климате и мечтая об Италии, куда его тянуло с детства, к "зрелищу
чудесной природы", к "чудесам искусств", Б. выхлопотал себе
назначение на дипломатическую службу в Неаполь (1818 год), но служил плохо,
быстро пережил первые восторженные впечатления, не нашел друзей, участие
которых было необходимо этой нежной душе, и стал тосковать. В 1821 году он
решил бросить и службу и литературу и переехал в Германию. Здесь он набросал
свои последние поэтические строки, полные горького смысла ("Завещание
Мельхиседека"), слабый, но отчаянный вопль духа, погибающего в объятиях
безумия. В 1822 году он вернулся в Россию. На вопрос одного из друзей, что
написал он нового, Б. ответил: "что писать мне и что говорить о стихах
моих? Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове
сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги.
Поди, узнай теперь, что в нем было!" Пробовали лечить Б., несколько раз
покушавшегося на самоубийство, и в Крыму, и на Кавказе, и за границей, но
болезнь усиливалась.
Умственно Б.
ранее всех своих сверстников выбыл из строя, но физически пережил почти всех их;
он умер в родной Вологде 7 июля 1855 года. В русской литературе, при
незначительном абсолютном значении, Б. имеет крупное значение предтечи
самобытного, национального творчества. Он стоит на рубеже между Державиным ,
Карамзиным, Озеровым , с одной стороны, и Пушкиным , с другой. Пушкин называл
Б. своим учителем, и в его творчестве, в особенности юношеского периода, есть
много следов влияния Б. Свою поэтическую деятельность, завершившуюся таким
скорбным аккордом, он начал анакреонтическими мотивами: "О, пока бесценна
младость не умчалася стрелой, пей из чаши полной радость"... "друзья,
оставьте призрак славы, любите в юности забавы и сейте розы на пути"...
"скорей за счастьем в путь жизни полетим, упьемся сладострастьем и смерть
опередим, сорвем цветы украдкой под лезвием косы и ленью жизни краткой продлим,
продлим часы!"
Но эти чувства
не все и не главное в Б. Сущность его творчества полнее раскрывается в элегиях.
"Навстречу внутреннему недовольству его, - говорил его биограф, - шли с
запада новые литературные веяния; тип человека, разочарованного жизнью,
овладевал тогда умами молодого поколения... Б., быть может, один из первых
русских людей вкусил от горечи разочарования; мягкая, избалованная, самолюбивая
натура нашего поэта, человека, жившего исключительно отвлеченными интересами,
представляла собой очень восприимчивую почву для разъедающего влияния
разочарованности... Этой живой впечатлительностью и нежной, почти болезненной
чувствительностью воспиталось высокое дарование лирика, и он нашел в себе силу
выражать самые глубокие движения души". В ней отражения мировой скорби
смешиваются с следами личных тяжелых переживаний. "Скажи, мудрец младой,
что прочно на земле? где постоянно жизни счастье?" - спрашивает Б.
("К другу", 1816): "минутны странники, мы ходим по гробам, все
дни утратами считаем... все здесь суетно в обители сует, приязнь и дружество
непрочно...". Его терзали воспоминания о неудачной любви: "О, память
сердца, ты сильней рассудка памяти печальной"... ("Мой гений"), "ничто
души не веселит, души, встревоженной мечтами, и гордый ум не победит любви -
холодными словами" ("Пробуждение"): "напрасно покидал
страну моих отцов, друзей души, блестящие искусства и в шуме грозных битв, под
тению шатров, старался усыпить встревоженные чувства! Ах, небо чуждое не лечит
сердца ран! Напрасно я скитался из края в край, и грозный океан за мной роптал
и волновался" ("Разлука"). В эти минуты его посещало сомнение в
себе: "Я чувствую, мой дар в поэзии погас, и муза пламенник небесный
потушила" ("Воспоминания").
К элегиям
принадлежит и лучшее из всех стихотворение Б., "Умирающий Тасс". Его
всегда пленяла личность автора "Освобожденного Иерусалима", и в своей
собственной судьбе он находил нечто общее с судьбою итальянского поэта, в уста
которого он вложил грустное и гордое признание: "Так! я свершил
назначенное Фебом. От первой юности его усердный жрец, под молнией, под
разъяренным небом я пел величие и славу прежних дней, и в узах я душой не
изменился. Муз сладостный восторг не гас в душе моей, и гений мой в страданьях
укрепился... Земное гибнет все - и слава, и венец, искусств и муз творенья
величавы... Но там все вечное, как вечен сам Творец, податель нам венца
небренной славы, там все великое, чем дух питался мой"...
Русский
классицизм в поэзии Б. пережил благодетельный поворот от внешнего, ложного
направления к здоровому античному источнику; в древности для Б. была не сухая
археология, не арсенал готовых образов и выражений, а живая и близкая сердцу
область нетленной красоты; в древности он любил не историческое, не прошедшее,
а над-историческое и вечное - антологию, Тибулла, Горация; он переводил Тибулла
и греческую антологию. Он ближе всех своих современников, даже ближе
Жуковского, разнообразием лирических мотивов и, особенно, внешними
достоинствами стиха, подошел к Пушкину; из всех предвестий этого величайшего
явления русской литературы Б. самое непосредственное и по внутренней близости,
и по времени. "Это еще не пушкинские стихи, - сказал Белинский об одной из
его пьес, - но после них уже надо было ожидать не других каких-нибудь, а
пушкинских.
Пушкин называл
его счастливым сподвижником Ломоносова , сделавшим для русского языка то же
самое, что сделал Петрарка для итальянского". До сих пор остается в силе
его лучшая оценка, данная Белинским. "Страстность составляет душу поэзии
Б., а страстное упоение любви - ее пафос... Чувство, одушевляющее Б., всегда
органически жизненно... Грация - неотступный спутник музы Б., что бы она ни
пела"... В прозе, беллетристической и критической, Б. выказал себя, как
назвал его Белинский, "превосходнейшим стилистом". Его особенно
занимали вопросы языка и стиля. Литературной борьбе посвящены его сатирические
произведения - "Певец в беседе славянороссов", "Видение на
берегах Леты", большая часть эпиграмм. Б. печатался в разных журналах и
сборниках, а в 1817 году Гнедич издал собрание его сочинений, "Опыты в
стихах и прозе". Затем сочинения Б. вышли в 1834 году ("Сочинения в
прозе и стихах", издание И.И. Глазунова), в 1850 году (издание А.Ф.
Смирдина ). В 1887 году вышло монументальное классическое издание Л.Н. Майкова
, в трех томах, с примечаниями Майкова и В.И. Саитова ; одновременно Л.Н.
Майков выпустил однотомное, общедоступное по цене издание, а в 1890 году
дешевое издание стихотворений Б. с небольшой вступительной статьей (издание редакции
"Пантеона Литературы"). Л.Н. Майкову принадлежит обширная биография
Б. (в 1 т., изд. 1887 года). - Ср. А.Н. Пыпин "История русской
литературы", т. IV; С.А. Венгеров "Критико-биографический словарь
русских писателей и ученых", т. II; Ю. Айхенвальд "Силуэты русских
писателей", выпуск I. Библиография указана у Венгерова - "Источники
словаря русских писателей", т. I. Н. Лернер.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/