Хлебников Велимир — русский поэт.
Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в селе Малые Дербеты (Ханская ставка)
Астраханской губернии в семье ученого-естественника, орнитолога, одного из
организаторов Астраханского заповедника. В 1898 семья переезжает в Казань, и
Хлебников продолжает учебу в гимназии; определяются его пристрастия:
орнитология, русская словесность, математика. Культурная атмосфера семьи
способствовала быстрому интеллектуальному развитию будущего поэта,
разносторонности его интересов: иностранные языки, рисование, литература. В последних
классах гимназии начинает писать стихи.
В 1903 поступает на физико-математический факультет Казанского университета,
сначала на математическое отделение, затем переводится на естественное.
Решающим моментом стал переезд в 1908 в Петербург. Поступив в Петербургский
университет на естественное отделение, а затем перейдя на
историко-филологическое, он вскоре окончательно расстается с университетом.
Судьба определилась — литература и философско-математические изыскания.
Хлебников привлекал к себе внимание и вызывал интерес
оригинальным складом личности, поражал мировоззрением и редкой для его возраста
самостоятельностью взглядов. Знакомится с кругом столичных поэтов-модернистов
(в том числе Гумилевым
и Кузминым
,
которого называет «своим учителем»), посещает знаменитую в художественной жизни
Петербурга тех лет «баню» Вяч. Иванова
,
где собирались писатели, философы, художники, музыканты, артисты. Устанавливаются
дружеские отношения с молодыми художниками (Хлебников был одаренным
художником). Однако сближение с символистами и акмеистами было кратковременным.
Уже в те годы он разрабатывает свою поэтику. Первое опубликованное при
содействии В. Каменского
произведение Хлебникова —
стихотворение в прозе «Искушение грешника» (1908). Знакомство и сближение
Хлебникова с Каменским, Д. и Н. Бурдюками
,
А. Крученых, Е. Гуро
, М. Матюшиным и несколько позже
(в 1912) с Маяковским
приводит к образованию группы
футуристов или, как называл их Хлебников, ревниво оберегавший русский язык от
иностранных слов, «будетлян» (глашатаев будущего). В футуристических сборниках
«Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» важное место
занимают произведения Хлебникова. В 1910—1914 были опубликованы его
стихотворения, поэмы, драмы, проза, в том числе такие известные, как поэма «Журавль»,
стихотворение «Мария Вечора», пьеса «Маркиза Дезес». В Херсоне вышла первая
брошюра поэта с математико-лингвистическими опытами «Учитель и ученик».
Его жизнь была заполнена переездами из города в город; у него не было дома,
службы и денег. В Харькове и Ростове, в Баку и Москве он жил у друзей, знакомых
и просто случайных людей. Но везде он одержимо работает, пишет, размышляет и
исследует. Ученый и фантаст, поэт и публицист, он полностью поглощен творческим
трудом. Написаны поэмы «Сельская очарованность», «Жуть лесная» и др., пьеса
«Ошибка смерти». Выходят книги «Ряв! Перчатки. 1908 — 1914», «Творения» (Том
1). В 1916 вместе с Н. Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой
было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и
«приобретателей». Главными героями его поэзии были Время и Слово, именно через
Время, зафиксированное Словом и превращенное в пространственный фрагмент,
осуществлялось для него философское единство «пространства-времени». О. Мандельштам
писал: «Хлебников возится
со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое
столетие...»
В 1920 живет в Харькове, много пишет: «Война в мышеловке», «Ладомир», «Три
сестры», «Царапина по небу» и др. В городском театре Харькова происходит
«шутовское» избрание Хлебникова «Председателем Земного шара», с участием Есенина
и Мариенгофа
.
В 1921 приезжает в Пятигорск, где работает в Терской РОСТА ночным сторожем. В
газете были напечатаны его поэмы «Ночь перед Советами», «Прачка», «Настоящее»,
«Ночной обыск». В конце 1921 после долгих скитаний тяжелобольным возвращается в
Москву в надежде на издание своих произведений. Немного оправившись,
встречается с Маяковским, Каменским и другими поэтами. В дружеском общении
приводит в порядок свои черновые записи и завершает ряд привезенных им
стихотворений и поэм, среди которых «Уструг Разина», математический трактат о
«законах времени» и др.
В мае 1922 вместе с другом — художником П. Митуричем едет в деревню Санталово
Новгородской губернии. Там он тяжело заболевает. 28 июня «честнейший рыцарь
поэзии», как назвал его Маяковский, умер.
В 1960 прах поэта был перевезен в Москву и похоронен на Новодевичьем кладбище.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru