Жена посадника
Исаака Андреевича, ставшая после смерти мужа во главе литовской партии в
Новгороде; известна более под именем Марфы Посадницы. Личность ее, по памятникам,
рисуется не очень отчетливо; видно, что она была женщина умная, энергичная и
любившая свободу.
Историю падения Новгорода летописец начинает
с 1471 г., со времени первого похода Иоанна III на Новгород. В объяснение этого
падения он приводит, между прочим, рассказ о сношениях Марфы с Казимиром,
королем польским и великим князем литовским, что он называет изменой не только
московскому князю, но и православию. В Новгороде составилась значительная
партия приверженцев союза с Казимиром, и во главе этой партии в начале княжения
Иоанна III стояли Борецкие.
Чувствуя за собой силу, партия Борецких часто
наносила оскорбления московским наместникам и довольно грубо отвечала на
требования Иоанна. В 1471 г. при выборе архиепископа жребий выпал не на ключаря
Пимена, любимца Марфы, а на Феофила, тяготевшего к Москве. Этим обстоятельством
Борецкая воспользовалась для окончательного разрыва с Москвой: на бурном, по
сказанию московского летописца, вече партия ее взяла верх, и к Казимиру было
отправлено посольство с предложением быть главою Новгорода на основании древних
установлений его гражданской свободы.
Иоанн пошел походом на Новгород и в
нескольких сражениях совершенно рассеял новгородскую рать, не подкрепленную
помощью Казимира. Новгород должен был подчиниться Москве и присягнуть Иоанну
как своему верховному судье. На политическую свободу Новгорода и на право
самоуправления его во внутренних делах Иоанн не посягнул, но это не успокоило
Марфу и ее партию. К тому же новые обещания помощи со стороны Казимира не прекращались.
Партия литовская опять стала усиливаться и брать верх над московской. Возникли
столкновения между той и другой, и жалобы угнетенных призвали Иоанна в Новгород
(1476). После того многие обиженные из новгородцев сами стали ездить в Москву и
искать там у великого князя управы. Иоанн, знавший о сношениях партии Борец-кой
с Казимиром и их приготовлениях и решившийся покончить с вечевой общиной,
отправил посла в Новгород спросить: какого государства хотят новгородцы, т. е.
не желают ли они иметь великого князя как государя самодержавного,
единственного законодателя и судью? Такой вопрос поверг новгородцев в сильное
смущение; всеобщим испугом воспользовалась партия Марфы, подняла волнение, во
время которого были перебиты многие из более ревностных сторонников Москвы, и
вновь обратилась за помощью к Казимиру.
Казимир, как и раньше, далее обещаний не шел,
и Новгород, несмотря на все противодействие Марфы и ее партии, без борьбы
впустил войска Иоанна. На другой день по вступлении в город, 2 февраля 1479 г.,
Иоанн приказал схватить Марфу с ее внуком и многими боярами и отправить в
Москву; ее имения стали достоянием Иоанна.
Незадолго до этого преподобный Зосима,
чудотворец Соловецкий, прибыл в Новгород ходатайствовать за свой монастырь, от
которого слуги новгородских бояр отнимали угодия, необходимые для прокормления
братии. Святого отца пригласила к обеду Марфа, которая вместе с некоторыми
боярами по неразумению, своекорыстию и гордости не благоприятствовала основанию
монастыря на Соловецком острове.
Во время пиршества было преподобному видение:
почудилось, будто шесть знаменитых бояр сидят без голов. Пораженный этой
картиной, святой прослезился и не мог ни пить, ни есть. Никому он в это время
ничего не сказал, но после открыл тайну ученику своему Даниилу.
Вскоре видение преподобного оправдалось:
Великий Новгород был взят царем Иоанном III, и те бояре, которых преподобный
видел без голов, были казнены.
Марфу же сослали в заточение, а дом ее
разрушили до основания.
Из Москвы Марфа была отвезена в Нижний Новгород,
при пострижении в монахини наименована Марией и заключена в тамошний девичий
монастырь. Год смерти ее неизвестен.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/