Русский святой.
Борис (в крещении Роман) Владимирович — любимый сын великого князя Владимира.
По начальной киевской летописи, рожден от болгарыни и при втором разделе земель
получил в удел Ростов, которым до того владел Ярослав. Раньше, как видно из
прибавлений к некоторым спискам летописей, бывших в руках у В.Н. Татищева,
Борису был дан Муром.
Второй раздел произошел около 994—996 гг. С
этого времени до 1015 г. в летописях о Борисе нет никаких упоминаний. В 1015 г.
заболел Владимир, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало
известно о вторжении печенегов, и Владимир посылает его с дружиной для
отражения их. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно,
остановился на р. Альте. Здесь он узнал о смерти Владимира и о занятии
великокняжеского стола Святополком.
Дружина предложила ему идти на Киев и
овладеть престолом. Но Борис не хотел нарушать родовых отношений и с
негодованием отверг это предложение. Дружина Владимира покинула его, и он
остался лишь со своими отроками.
Между тем Святополк, который, извещая Бориса
о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, отправил
Путшу и вышегородских бояр убить брата: симпатии к Борису народа и дружины
делали его опасным соперником. Путша с товарищами в ночь на 24 июля копьями
пронзил Бориса и его слугу, родом венгра, именем Георгий, пытавшегося защитить
господина собственным телом. Еще дышавшего Бориса убийцы завернули в шатерное
полотно и повезли. Святополк, узнав, что он еще жив, послал двух варягов
прикончить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно
было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия.
Вскоре пал от рук убийц, подосланных тем же
Святополком, и брат Бориса — Глеб. Его тело также было погребено (уже в 1019
г.) в церкви св. Василия. Память обоих страдальцев осталась для России
священной. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их
гроба, о победах, одержанных их именем и помощью, о паломничестве князей к их
гробу и т. д. В 1071 г. Церковь включила их в число святых, и с того времени
утвердился праздник Бориса и Глеба 2 (15) мая, день перенесения их мощей в
новую церковь, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде.
Впоследствии в честь них возникло много церквей и обителей в разных городах
России. Самый факт убиения служит для древних летописцев любимой темой для
отдельных сказаний, из которых наидревнейшие и наиболее полные приписываются
Нестору и черноризцу Иакову.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/