Профессор химии
и академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор. По мнению
одних, в числе которых находится Лист, Бородина нужно считать одним из наиболее
выдающихся европейских композиторов; по мнению других — он ученый большого
таланта, принявший “худое” направление. Бородин напечатал 21 химическое
исследование. Имя его в химии может быть поставлено наряду с именами наиболее
крупных первоклассных ученых Западной Европы.
Как общественный деятель, Бородин прежде
всего выдвигается в так называемом “женском вопросе”. В истории развития
высшего женского образования в России имя Бородина должно, бесспорно, занимать
одно из первых мест. Недаром на могилу его был возложен серебряный венок с
надписью: “Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и
другу учащихся — от женщин-врачей десяти курсов 1872—1887 годов”.
Что касается музыкальных способностей, то
Бородин проявил их в самом раннем детстве. Девяти лет от роду он сочинил польку
“Helene”, названную по имени одной взрослой особы, в которую мальчик не на
шутку влюбился. В 13 лет Бородин сочинил концерт для флейты с фортепиано. Чтобы
ознакомиться с камерной музыкой, Бородин брал уроки игры на виолончели, после
чего сочинил небольшое трио для двух скрипок и виолончели на темы из оперы
“Роберт-Диавол” Мейербера. Поступив в 1850 г. вольнослушателем в
медико-хирургическую академию и занимаясь науками очень прилежно, Бородин не
оставлял музыки; профессор химии Зинин, готовивший его в свои заместители, не
раз упрекал его за увлечение сочинением романсов. К композиторским его опытам
этого времени относятся: романс “Красавица рыбачка”, струнное трио на популярную
песню “Чем тебя я огорчила” и скерцо для фортепиано, где впервые обнаружился у
Бородина русский стиль. Работая по окончании курса во втором военно-сухопутном
госпитале, Бородин познакомился с Мусоргским, дежурившим в госпитале 17-летним
офицером лейб-гвардии Преображенского полка; затем они свиделись снова у
профессора академии С.А. Ивановского. Мусоргский был уже знаком с Балакиревым и
другими молодыми композиторами.
Получив заграничную командировку, Бородин
соединил занятия химией с музыкальным творчеством. В Гейдельберге он
познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой, талантливой пианисткой; в
1863 г. она стала его женой. Высоко ценя композиторский талант мужа, она имела
на его творчество самое благотворное влияние. Громадное значение имело для Бородина,
по возвращении в СПб., знакомство с М.А. Балакиревым и его кружком. С тропы
дилетантизма Бородин перешел на широкий путь композиторского мастерства. Первым
произведением, где выразилась крупная индивидуальность Бородина, была его
Первая симфония (Es-dur), законченная в 1867 г. В ней выступили ярко два
главных элемента в творчестве Бородина — русский и восточный. Последний
сказался у Бородина еще сильнее, характернее, богаче, чем у остальных членов
новой русской школы. Первое исполнение симфонии (4 января 1869 г.) в
симфоническом концерте Русского музыкального общества под управлением
Балакирева было дебютом Бородина перед широкой публикой. Успех ободрил
Бородина, и он тогда же принялся за 2-ю симфонию (h-moll), сочиняя в то же
время и романсы. Глубоко поэтический романс “Спящая княжна” (1867) сразу
обратил на себя внимание, затем следовали “Песня темного леса”, “фальшивая
нота”, “Морская царевна ”, “Море”, “Отравой полны мои песни”, “Из слез моих” и
др. Бородин начал сочинять оперу “Царская невеста” (на текст Мея), но скоро ее
оставил и в первой половине 1869 г. по совету В.В. Стасова задумал писать по
составленному им сценарию оперу “Князь Игорь”. Для этого он стал тщательно
изучать не только “Слово о полку Игореве”, но и другие источники. Директор императорских
театров С.А. Гедеонов предложил Бородину, Мусоргскому, Кюи и Римскому-Корсакову
написать каждому по акту для задуманной им оперы-балета “Млада ” на сюжет из
доисторического прошлого полабских славян. Ввиду громадных затрат,
требовавшихся на ее постановку, “Млада” не осуществилась, но, по словам
Стасова, многое из “Млады” вошло в состав “Князя Игоря”. Бородин сочинял эту
оперу очень медленно. Он сам писал либретто, несколько изменив сценарий Стасова
и введя, между прочим, комические фигуры гудочников Скулы и Ерошки. Опера
закончена после смерти Бородина Римским-Корсаковым и Глазуновым. В оркестровой
партитуре ее указано, кому принадлежат окончание и оркестровка каждого номера.
Первое представление “Князя Игоря” под управлением К.А. Кучера состоялось уже
после смерти Бородина на Мариинской сцене в Санкт-Петербурге 23 октября 1890 г.
Опера сразу понравилась, была дана в первый же сезон 13 раз и сделалась одной
из любимейших русских опер.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/