Известный
русский художник. Его отец Антонио Бруни, итальянец, переселившийся в Россию,
был реставратором картин и живописцем плафонов. Его работы, исполненные в
Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I; впоследствии он
занимался работами в Москве по заказу князя Куракина. На одиннадцатом году
Федор Бруни, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в
Академию художеств, где и занимался под руководством Егорова, Иванова
(старшего) и в особенности Шебуева. В 1818 г. получил звание художника.
Отец решил, по совету Шебуева, отправить сына
для дальнейшего усовершенствования в Италию. Изучение произведений старинных
художников окончательно определило направление Бруни. Написав несколько картин,
Бруни, не достигший еще 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину
“Смерть Камиллы, сестры Горация”, которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии
и принесла автору ее известность; в Петербурге она появилась лишь через десять
лет, и за нее Бруни получил звание академика. К работам первого пребывания
Бруни в Риме относятся: “Святая Цецилия”, “Святое семейство”, “Вакханка, поящая
Амура”, “Свидание Т. Тассо с сестрою”, “Богоматерь с Предвечным Младенцем ”,
“Спящая нимфа ” и др. К тому же периоду относятся четыре больших образа:
“Богоматерь с младенцем на руках”, “Спаситель на небесах”, “Благовещение” и
знаменитое “Моление о Чаше”. В начале 30-х гг. Бруни начал писать колоссальную
картину “Воздвижение Моисеем медного змия”, но прежде, чем успел ее окончить,
был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для
преподавания в Академии художеств. Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в
течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора
большую картину-образ “Покров Пресвятой Богородицы”. В 1838 г. Бруни
возвратился в Рим, написал там “Покров ” и окончил в 1840 г. “Медного змия ”,
который произвел в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году
картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца.
Все отзывы того времени преисполнены чрезвычайных похвал. В этой картине Бруни
показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка.
Отправляясь в третий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин,
которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора. В
1845 г. он привозит в Петербург 25 картонов; некоторые из них были исполнены
фреской в Исаакиевском соборе самим Бруни, другие — различными художниками под
его руководством. На аттике собора находятся: “Сотворение мира”, “Всемирный
потоп”, “Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного”,
“Явление Господа апостолам по Воскресении”. В полукружии над аттикой: “Творец,
благословляющий все созданное”, “Святой Дух в сонме ангелов”; на плафоне:
“Введение Первородного Сына во вселенную”, “Второе пришествие Сына Божия”,
“Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя вси ангели”. Исполнение
перечисленных работ было окончено в 1853 г.; кроме них, Бруни успел написать
иконостас для православной церкви в Штуттгарте. Будучи назначен в 1849 г.
хранителем картинной галереи Эрмитажа, Бруни с любовью занимался ею; дважды он
был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения
эрмитажной галереи. В 1855 г. Бруни занял в Академии художеств место ректора по
отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. перешло в его ведение и мозаичное
отделение при академии. Бруни писал также и портреты, среди которых особенно
замечательно изображение княгини 3. Волконской в костюме Танкреда.
Последние годы жизни Бруни занимался
сочинением картонов для образов храма Христа Спасителя в Москве. В списке его
работ значатся и тридцать офортов из русской истории. Вообще художественная
деятельность Бруни занимает почетное место в истории русской живописи, и
появление произведений его и К. Брюллова составило целую эпоху в русском
искусстве.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/