Бруно (Bruno)
Джордано Филиппе (1548, Нола, - 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт,
представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул
Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был
обвинён в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме
сожжён на костре (материалы процесса Б. см. в книге "Вопросы истории
религии и атеизма")
В философии Б.
идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе
как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с
сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев.
Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против
схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с
философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею
"отрицательной теологии", исходящей из невозможности положительного
определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии
познание не сверхприродного бога, а природы, являющейся "богом в
вещах". Развивая гелиоцентрическую теорию Н. Коперника,оказавшую на него
огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве
миров Вселенной ("О бесконечности, вселенной и мирах", 1584, см.
"Диалоги", 1949), утверждал физическую однородность мира (учение о 5
элементах, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух и эфир).
Представление о
единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей,
связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей
("О причине, начале и едином", 1584). В бесконечности,
отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и
материя и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой
сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть
"монада монад", или бог; как целое она проявляется во всём единичном
- "всё во всём". Эти идеи оказали большое влияние на развитие
философии нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным
вещам разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады - Г. Лейбницем, идея единства
сущего и "совпадения противоположностей" - в диалектике Ф. Шеллинга и
Г. Гегеля. Таким образом, философия Б. явилась переходным звеном от
средневековых философских систем к философским концепциям нового времени.
В космологии Б.
высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и оправданных лишь последующими
астрономическими открытиями: о существовании неизвестных в его время планет в
пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звёзд вокруг оси ("О
неизмеримом и неисчислимом", 1591), о том, что во Вселенной существует
бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу, и др. Б. опроверг
средневековые представления о противоположности между Землёй и небом и выступал
против антропоцентризма, говоря об обитаемости др. миров.
Как поэт Б.
принадлежал к противникам классицизма. Собственно художественное произведение
Б.: антиклерикальная сатирическая поэма "Ноев ковчег", философские
сонеты, комедия "Подсвечник" (1582, русский перевод 1940), в которой
Б. порывает с канонами "учёной комедии" и создаёт свободную
драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской
улицы. В этой комедии Б. высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом
обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой
католическая реакция.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/