Выдающийся
художник. Родился в Петербурге и с малых лет выказывал особенные способности к
рисованию. Десяти лет Карл был отдан в Академию художеств и скоро стал удивлять
всех своими успехами, но был слаб в науках. Что касается искусств, то в этом
отношении Брюллов во все время пребывания в академии считался первым между
сверстниками; его наставниками были А. Иванов (старший), А. Егоров и В. Шебуев.
В 1821 г. Брюллов получил золотую медаль за
картину “Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского ” и право на отправку
за границу на казенный счет. Но по высочайшему повелению он должен был изменить
свою фамилию Брюлло на Брюллова. В то время русские художники проводили
значительную часть своей жизни за границей, обыкновенно в Риме. Бруни и Басин
уже три года работали в Риме, когда прибыл туда Брюллов. Первое время своего
пребывания в Италии он писал картины из римской жизни. Популярное, огромное его
произведение “Последний день Помпеи” было написано в 1830—1833 гг. по заказу А.
Демидова. В Италии эта картина произвела большое впечатление. Потом она была
выставлена в Париже, где ее приняли хотя и с меньшим восторгом, но все же с
большим одобрением. Гравер Жирар исполнил в Париже с картины Брюллова большую
гравюру черной манерой с подправкой резцом. Благодаря этой гравюре картина
получила широкую известность. В Россию полотно прибыло в 1834 г. и было
прославлено художниками и публикой.
Когда в 1836 г. Брюллов возвратился в
Петербург, совершив из Италии путешествие через Грецию, Турцию на юг России и
оттуда в Москву, то его ожидала чрезвычайно почетная встреча в академии.
Впоследствии, когда наступила пора преобладания реализма в живописи, критика
старалась унизить произведение Брюллова, не находя в нем ни исторических, ни
даже характерных черт человеческих страстей, которые соответствовали бы
событию; но пора этой крайности тоже миновала.
“Последний день Помпеи”, как и “Медный змий”
Бруни составили эпоху в русской живописи. В Казанском соборе находится большой
запрестольный образ работы Брюллова “Взятие Божией Матери на небо”, рядом с нею
“Покров Божией Матери ” — Бруни и “Введение Богородицы во храм ” — Васина. В
Сергиевской пустыни (близ Петербурга) — “Святая Троица”. Кроме того, Брюллов
написал несколько образов для церкви на Аптекарском острове, “Спаситель во
гробе” (в домовой церкви графа Адлерберга). Большие работы религиозной живописи
в Исаакиевском соборе, порученные Брюллову в 1842 г., а именно — плафон,
двенадцать фигур апостолов в подкупольной башне и еще четыре картины, были
нарисованы Брюлловым в виде картонов, но по болезни его были написаны Васиным.
Только живопись плафона была начата Брюлловым; эта огромная картина в 1600 кв.
аршин (около 800 кв. м), тоже оконченная Басиным, изображает молящуюся
Богоматерь, окруженную святым
Иоанном Крестителем и святым Иоанном
Богословом и сонмом святых, соименных членам императорской фамилии. В жанре
исторической живописи Брюллов, кроме “Последнего дня Помпеи”, написал еще
“Смерть Инесы де Кастро”. “Осада Пскова ” осталась лишь начатой. Из других
произведений Брюллова выделяются портреты князя А. Голицына, Н.В. Кукольника,
сестер Шишмаревых, автора и барона Меллер и др. Брюллов писал не только
масляными красками, но был и отличным акварелистом. Болезнь заставила Брюллова
в 1849 г. отправиться для лечения на остров Мадеру. Пребывание на этом острове
восстановило было его силы, но с приездом в Италию он опять почувствовал себя
худо и 12 июня 1852.Г. умер в местечке Марчиано, близ Рима. Он похоронен на
кладбище Монте-Тестаччио в Риме.
Брюллов имел
огромное влияние на целое поколение художников. Особенно хорош он как
рисовальщик, но и картины его, а особенно портреты, также замечательны,
несмотря на некоторую пестроту красок.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/