Гаутама Будда, чье первоначальное имя было принц Сиддхартха
Гаутама, был основателем буддизма, одной из величайших религий мира.
Сиддхартха был сыном царя, правившего в городе Капилавасту,
расположенном на севере Индии на границе с Непалом. Сиддхартха, происходивший
из царского рода Гаутама племени шакьев, предположительно, родился в 563 году
до н.э. в городе Лумбини, расположенном в пределах современных границ Непала. В
шестнадцать лет он женился на своей двоюродной сестре, которой было столько же
лет, сколько и ему.
Принц Сиддхартха рос в роскошном царском дворце, однако он не
стремился к материальному комфорту. Он чувствовал глубокую неудовлетворенность
своей жизнью. Он видел, что большинство людей вокруг были бедны и постоянно
страдали от нужды. Даже те, кто был богат, часто были разочарованы в жизни и
несчастливы, и все вокруг были подвержены болезням и в конце концов умирали. И,
естественно, Сиддхартха начал задумываться о том, что в жизни должно быть нечто
большее, чем временные наслаждения, которые слишком быстротечны перед лицом
страданий и смерти.
Когда ему исполнилось 29 лет, это было вскоре после рождения его
первого сына, Сиддхартха решил, что он должен покончить с той жизнью, которой
он жил, и целиком и полностью посвятить себя поискам истины. Он покинул дворец,
оставив там свою жену, новорожденного сына, все свои земные сокровища, и стал
странником, у которого в кармане не было ни гроша. Какое-то время он учился у
некоторых известных святых того времени, но, овладев всеми тонкостями их науки,
он понял, что она не является панацеей для решения проблем, которые ставит
перед человеком сама жизнь.
В то время было широко распространено мнение, что чрезмерный
аскетизм является путем к истинной мудрости. Поэтому Гаутама попытался стать
аскетом и в течение нескольких лет подвергал себя голоду и умерщвлению плоти. В
конце концов он, однако, понял, что, истязая свое тело, он только затуманивает
свой мозг и что это ни на шаг не приблизило его к истинной мудрости. Поэтому он
снова начал нормально питаться и покончил с аскетизмом.
Ведя уединенную жизнь, он пытался решить проблемы человеческого
существования. В конце концов в один из вечеров, когда он сидел под гигантским
фиговым деревом, все части головоломки, казалось, сошлись в одно. Сиддхартха
провел всю ночь в глубоком раздумье, а когда наступило утро, он осознал, что
нашел ключ к решению проблем и что он стал "Буддой", т.е.
"человеком просветленным".
В это время ему было 35 лет. На протяжении оставшихся 45 лет своей
жизни он путешествовал по северной Индии, проповедуя свою новую философию всем,
кто хотел его слушать. Когда он умер, а это случилось в 483 году до н.э., у
него были тысячи новообращенных. Хотя его слова не были записаны на бумаге, его
ученики сумели запомнить многое из его учения, и оно передавалось последующим
поколениям в устной форме.
Главное учение Будды можно суммировать в том, что буддисты
называют "Четыре благородных истины": первая - человеческая жизнь по
своей природе - несчастливая жизнь; вторая - причиной несчастливой жизни
являются человеческий эгоизм и желания; третья - с эгоизмом отдельного человека
и его желаниями можно покончить; конечная стадия, когда сводятся на нет все
желания и стремления, носит название "нирвана" (дословно "затухание",
"угасание"); четвертая истина - способ, с помощью которого можно
избавиться от эгоизма и желаний, называемый "Путь восьми дорог":
правильные убеждения, правильное мышление, правильная речь, правильное
действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное отношение к
обязанностям, правильная медитация. Можно было бы добавить, что буддизм -
религия, открытая для всех, вне зависимости от расы, и что в отличие от
индуизма он не признает разделения на касты.
Какое-то время после смерти Гаутамы новая религия распространялась
медленно. В III веке до н.э. великий индийский правитель Ашока был посвящен в
буддизм. Его поддержка обеспечила быстрое распространение влияния буддизма и
его догм в Индии, а также в соседних странах. Буддизм распространился на юг -
на Цейлон и в восточном направлении - в Бирму. Оттуда он распространился на всю
Юго-Восточную Азию, Малайзию и территорию, которая сегодня является Индонезией.
Буддизм распространился также на север, непосредственно в Тибет, и на
северо-запад - в Афганистан и Центральную Азию. Он получил наибольшее
распространение в Китае, а потом распространился в Корее и Японии.
В самой Индии новая вера начала приходить в упадок после 500 года
до н.э. и совсем исчезла после 1200 года н.э. В Китае и Японии, напротив,
буддизм остался в качестве главной религии.
В течение многих столетий он остается основной религией в Тибете и
странах Юго-Восточной Азии.
Учение Будды не нашло письменного отображения еще в течение
нескольких столетий после его смерти, и нетрудно понять, что его движение
раскололось на различные течения. Двумя основными ветвями буддизма являются
ветвь Тхеравади, доминирующая в Южной Азии и рассматриваемая большинством
западных ученых как самая близкая к
первоначальному учению Будды, и ветвь Махаяны, получившая широкое
распространение в Тибете, Китае и Северной Азии.
Будда, как основатель одной из главных религий мира, безусловно,
претендует на одно из первых мест в нашем списке. Но поскольку в мире
насчитывается только около 200 миллионов буддистов по сравнению с 500
миллионами мусульман и миллиардом христиан, вполне очевидно, что Будда оказал
влияние на меньшее число людей, чем Иисус или Магомет. Однако различие в
численности может ввести в заблуждение. Одной из причин, почему буддизм
постепенно сошел на нет в Индии, является то, что индуизм вобрал в себя многие
его идеи и принципы. В Китае, аналогично, большое число людей, которые не
называют себя буддистами, находятся под сильным влиянием буддистской философии.
В буддизме заложено гораздо больше пацифистских идей, чем в
христианстве или исламе. Ориентация на ненасилие играет значительную роль в
политической истории буддистских стран.
Часто говорят, что если бы Христу пришлось вернуться на землю, он
был бы шокирован многим из того, что вершилось его именем, и его бы ужаснула
кровавая борьба между различными религиозными сектами, члены которых называют
себя его последователями. Будда также, без сомнения, поразился бы, узнав,
сколько различных доктрин представляют себя в качестве буддистских. Несмотря на
то, что в буддизме много направлений и между ними имеются существенные
различия, в буддистской истории нет ничего, что хотя бы отдаленно напоминало
кровавые религиозные войны, которые велись в христианской Европе. В этом
отношении, по крайней мере, учение Будды оказало гораздо большее воздействие на
своих последователей, нежели христианское учение.
Будда и Конфуций оказали приблизительно равное влияние на мировое
развитие. Оба они жили примерно в одно и то же время и число их приверженцев не
слишком отличается одно от другого.
Я склонен оценить Будду выше Конфуция по двум причинам. Первая из
них - приход коммунизма в Китай, как мне это представляется, значительно
ослабил влияние Конфуция. И вторая причина: то, что конфуцианство не получило
широкого распространения за пределами Китая, свидетельствует о том, насколько
тесно идеи Конфуция переплелись с существовавшими ранее в Китае
представлениями. С другой стороны, буддистское учение ни в каком отношении не
является повторением предшествующей индийской философии, и буддизм
распространился далеко за пределами Индии благодаря оригинальности концепции
Гаутамы Будды и большой притягательной силе его философии.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zvezdi-oriona.ru/