Булгаков Сергей
Николаевич (1871-1944), русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции,
жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с
неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному
богословию. Основные сочинения: 'Философия хозяйства' (1912), 'О
богочеловечестве. Трилогия' (1933-45), 'Философия имени' (издано в 1953).
Ранний
период
Родился в семье
потомственного священника. Учился в Орловской духовной семинарии, пережив
кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование в Московском университете
в 1894 по кафедре политической экономии и статистики. До начала 1900-х гг.
примыкал к течению легального марксизма и занимался исследованиями в области
политэкономии, выпустил книги 'О рынках при капиталистическом производстве'
(1897) и 'Капитализм и земледелие' (т. 1-2, 1900). На рубеже веков отходит от
марксистской идеологии, обращается к философии немецкого классического
идеализма, а также к русской мысли, творчеству Достоевского и Вл. Соловьева.
Подобная эволюция была характерна для русской интеллигенции той поры, и вскоре
Булгаков становится одним из признанных духовных ее лидеров. Он участвует в
сборнике 'Проблемы идеализма' (1902), выпускает сборник своих статей под
программным названием 'От марксизма к идеализму' (1903), активно участвует во
множестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения - в
журналах 'Новый путь' и 'Вопросы жизни', сборниках 'Вопросы религии', 'О
Владимире Соловьеве', 'О религии Льва Толстого', 'Вехи', в работе
Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и издательства 'Путь',
где в 1911-17 выходили в свет важнейшие произведения русской религиозной мысли.
В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы (как беспартийный
'христианский социалист'). Важнейшие из лекций и статей этого периода собраны
им в сборнике 'Два града' (т. 1-2, 1911). В философских разработках 1910-х
(монографии 'Философия хозяйства', 1912, и особенно 'Свет Невечерний', 1917)
Булгаков намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии
Соловьева и П. А. Флоренского, однако испытавшего и заметное влияние позднего
Шеллинга.
Годы
революции
Процесс
постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в
революционные годы принятием священства (1918). Булгаков активно участвует в
работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-18) и близко
сотрудничает с патриархом Тихоном. На Октябрьский переворот он откликнулся
диалогами 'На пиру богов', написанными в стиле и духе 'Трех разговоров'
Соловьева и вошедшими в коллективный сборник 'Из глубины' (1918; переиздание
1991). В годы Гражданской войны, находясь в Крыму, Булгаков интенсивно работает
над философскими сочинениями. В 'Философии имени' (1920; издано 1953) и
'Трагедии философии' (1920-21, издано в немецком переводе 1927) он приходит к
выводу, что христианское умозрение может быть выражено без искажений
исключительно в форме догматического богословия, которое с тех пор и становится
основной сферой его творчества.
В эмиграции
В 1922 о.
Сергий включен в составленные ГПУ по инициативе В. И. Ленина списки деятелей
науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 декабря 1922 он покидает Крым
и после недолгого пребывания в Константинополе в мае 1923 занимает должность
профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского
Научного института в Праге. При его ближайшем участии создается Православный
Богословский институт в Париже (1925). С момента его открытия и до самой
кончины о. Сергий был его бессменным главой, а также профессором догматического
богословия. Под его руководством Сергиевское подворье (комплекс институтских
строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского) выросло в крупнейший
центр православной духовности и богословской науки. Один из главных
отцов-основателей Русского Студенческого Христианского Движения, Булгаков
участвовал в первых его съездах в Пшерове (Чехословакия) и Аржероне (Франция) и
затем продолжал его курировать. В 1930-х он стал одним из влиятельных деятелей
и идеологов экуменического движения, в работу которого включился в 1927 на
Всемирной Христианской конференции 'Вера и церковное устройство' в Лозанне. В
1939 у Булгакова обнаружили рак горла, он перенес несколько операций, побывал
на пороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Однако до
последних дней жизни в оккупированном Париже продолжал служить литургию и
читать лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать над новыми
сочинениями.
Публицистика
Публицистика
Булгакова всегда выходила на первый план в критические моменты жизни России:
революция 1905-07, начало Первой мировой войны, 1917 год. Спектр ее необычайно
широк: религия и культура, христианство, политика и социализм, задачи
общественности, путь русской интеллигенции, проблемы церковной жизни, проблемы
искусства и др. Булгаков - один из главных выразителей 'веховства' ('Вехи',
1909, ст. 'Героизм и подвижничество') как идейного движения, призвавшего
интеллигенцию к отрезвлению, отходу от утопизма и оголтелого революционерства,
к духовной работе и конструктивной социальной позиции. Разрабатываемые им идеи
социального христианства включают анализ христианского отношения к экономике и
политике (с апологией социализма, постепенно шедшей на убыль), критику
марксизма, но также и буржуазно-капиталистической идеологии, проекты 'партии
христианской политики', отклики на злобу дня (с позиций христианского
либерально-консервативного центризма) и т. п. Тема России решается, вслед за
Достоевским и Вл. Соловьевым, на путях христианской историософии. Начало Первой
мировой войны отмечено славянофильскими статьями, полными веры во всемирное
призвание и великое будущее державы. Но уже в диалогах 'На пиру богов' и др.
судьба России рисуется в тонах апокалиптики и тревожной непредсказуемости.
Философия и
богословие
Учение
Булгакова прошло в своем развитии два этапа: философский (до его изгнания из
России) и богословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии и
Богочеловечестве, христианском учением о мире и его истории как воссоединения с
Богом. Его движущий мотив - оправдание мира, утверждение ценности и
осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте. Полемизируя с
немецким идеализмом, Булгаков отвергает тезис, согласно которому разум и
мышление -высшее начало, имеющее исключительную прерогативу связи с Богом.
Оправдание мира включает у Булгакова оправдание материи, и тип своего
философского мировоззрения он иногда определял взятым у Соловьева выражением
'религиозный материализм'. Используя, как и отцы Церкви, идеи античной
философии, Булгаков вносит в них христианские коррективы. Материя - это не
только 'меон', не оформленный универсальный субстрат чувственных вещей, она
также 'земля' и 'мать', соучаствующая по воле Бога в бытии мира как творческом
процессе, продолжающем акт сотворения. Венец и цель этого творчества - земное
рождение Богочеловека Христа, в котором материя выступает как Богоземля и
Богоматерь, а мир восходит к соединению с Богом. Связь Бога и мира определяется
концепцией Софии Премудрости Божией.
Софиология
Софилогическая
система догматического богословия развита Булгаковым главным образом в 'большой
трилогии': 'Агнец Божий' (1933), 'Утешитель' (1936), 'Невеста Агнца' (1945).
Здесь София сближается с 'усией', сущностью Св. Троицы. Это сближение, как и
его следствия, вызвало возражения и полемику; в 1935 учение Булгакова было
осуждено в указах Московской Патриархии, а также зарубежного Архиерейского
Собора в Карловцах. В. Н. Лосский, давший критический анализ учения, находит,
что суть его - 'поглощение личности софийно-природным процессом, уничтожающим
свободу' ('Спор о Софии', Париж, 1936). Булгаков отвечал оппонентам, однако
'спор о Софии' так и не получил окончательного решения. Критика софианских идей
не затрагивает, однако, многих важных тем и разделов системы Булгакова, его
анализа религиозных аспектов истории, материальной деятельности человека,
феноменов пола, творчества, искусства.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/