Доклад: Церковный строитель архимандрит Андрей Коломацкий
Доклад: Церковный строитель архимандрит Андрей Коломацкий
ЦЕРКОВНЫЙ СТРОИТЕЛЬ АРХИМАНДРИТ АНДРЕЙ КОЛОМАЦКИЙ
Архимандрит
Андрей (Коломацкий) - пастырь, к которому в полной мере можно отнести слова
Господа: “Знаю дела твои, и труд твой имеешь терпение, и для имени Моего
трудился и не изнемогал” (Откр.2, 2-3). Огромен его миссионерский подвиг на
благо всей Православной Церкви, а особенно Православной Церкви в Чехословакии,
где он трудился всю свою скромную и достойную жизнь.
Всеволод
Владимирович Коломацкий, впоследствии отец Андрей, родился 8 февраля 1896 года
в бедной набожной семье на Киевщине, в селе Саражинцы. Его отец, Владимир
Севастьянович Коломацкий, служил псаломщиком в сельском храме. Мать, Серафима
Ивановна Богородицкая, воспитывала четырёх детей в вере и любви к Богу,
прививая им искренность, послушание, внимание и доброту ко всем людям. Отец и
мать происходили из духовного звания и получили основы грамоты в церковной
школе, поэтому они приложили все усилия, чтобы дать образование и своим детям.
Окончив 5 классов Киево-Подольского духовного училища, Всеволод был определен
на учебу в Киевскую духовную семинарию. Но его планы стать священнослужителем
были надолго прерваны Первой мировой войной: не успел он окончить полный курс
семинарии, как была объявлена мобилизация на фронт. Находясь на фронте в гуще
военных действий, Всеволод Владимирович был семь раз ранен, но Господь сохранил
ему жизнь.
По окончании
войны и революционных событий в России Всеволод Коломацкий оказался в среде
карпато-русского населения Подкарпатской Руси, которая входила в состав
новообразованной Чехословацкой республики. Здесь в 1923 году он вступил в брак
с Елизаветой Яковлевой. В том же году ему довелось встретиться с владыкой
Вениамином (Федченковым), с которым он раньше был лично знаком. Он снова
выразил владыке свое желание принять сан священства. Епископ Вениамин ещё
больше укрепил его в этом стремлении, ободрил, призвав не бояться трудностей,
связанных с порой нищенским существованием духовенства в Мукачевской епархии.
“Господь не оставит верного Своего служителя, лишь бы его сердце было всецело
предано любви Божией и пастве”, - говорил владыка Всеволоду Владимировичу. 14
января 1924 года в селе Червеньове Всеволод Коломацкий был рукоположен
епископом Вениамином в сан диакона, а на следующий день, в день памяти
преподобного Серафима Саровского, во иерея.
В первой
четверти XX века среди населения Закарпатья набирало силу движение по выходу из
унии и возвращению в православие, к вере своих предков. В Австро-Венгрии это
преследовалось законом как государственное преступление. Об этом
свидетельствует Марамарош-Сигетский судебный процесс 1913-14 гг., на котором из
180 инициаторов возвращения в православие 94 человека во главе с иеромонахом
Алексием (Кабалюком) были осуждены на разные сроки тюремного заключения и
денежные штрафы.
После распада
Австро-Венгрии в Чехословакии продолжали действовать устаревшие австрийские
законы о вероисповеданиях. Согласно им, верующие, вернувшиеся в православие, и
дети, крещенные в православной церкви, официально продолжали считаться
униатами. Только с большим трудом можно было добиться исправлений в метрических
записях и зарегистрироваться православным. Принявшие православие лишались права
на пользование церковным имуществом; в селах, где наряду с православными
оставались униаты, и даже и там, где оставались только православные,
греко-католики закрывали храмы, а церковные земли сдавали в аренду.
Такое
унизительное положение вызывало у отца Всеволода сильное желание помочь
православному народу. Он становится миссионером, и духовная сила его проповеди
привлекала к Православию всё большее число верующих. Но активная
проповедническая деятельность отца Всеволода встречала серьезное сопротивление
со стороны представителей властей. Окружной начальник в Мукачеве Солич запретил
отцу Всеволоду совершать богослужения в с. Старое Давыдково и отдал приказ
арестовать его и выслать из Чехословакии, но отца Всеволода спасло
чехословацкое подданство и прежняя государственная должность, доказанная
документами. Всего он арестовывался семь раз. Однако, в условиях постоянного
давления со стороны властей, отцу Всеволоду удалось не только остаться в
стране, но и начать труд всей его жизни - строительство и восстановление
православных храмов.
Никогда не
учившийся архитектуре и строительству, отец Всеволод занялся постройкой новых
церквей. При этом он самостоятельно выполнял проекты и организовывал
строительство. Сначала средств на покупку на покупку стройматериалов не хватало
– первый временный храм в селе Русское был сооружен из досок. Позднее, в
1926-1927г.г., по проекту архитектора Н.Пашковского, в селе Русское-Ракошино
была построена церковь из кирпича. Верующие охотно жертвовали на храм и
помогали в строительстве, но, тем не менее, после окончания работы обнаружилось,
что нет средств на приобретение икон. Тогда отец Всеволод, не смотря на очень
слабое зрение, сам взялся за иконопись, и впоследствии украшал своими иконами
многие новые храмы.
В 1926 году
отец Всеволод был удостоен сана протоиерея. Вскоре он принимается за
строительство деревянного храма по своему проекту в селе Старое Давыдково. В
апреле 1927 года, тяжело заболела и умерла его дочь Клавдия, а вслед за ней, в
декабре 1927 года, скончалась и матушка Елизавета. Его скорбь была омрачена еще
и тем, что окружной начальник Солич запретил совершать погребение на кладбище в
селе Русское, так как оно считалось принадлежащим греко-католической церкви.
Поскольку храм еще не был достроен, отцу Всеволоду удалось получить разрешение
дополнительно внести в план и устроить крипту под храмом, где и была похоронена
матушка. На руках у него остался сын Даниил, который впоследствии помогал отцу
в строительстве. А оно продолжалось – в течение десяти лет удалось построить
храмы с иконостасами в ряде приходов: в Барбово (1927 г.), в
Ужгороде(1929-1933гг.), в Домбоках (1931-1932гг.) и других местах. При этом
власти продолжали свое вмешательство - у отца Всеволода несколько раз
проводились обыски. Но, несмотря ни на что, до конца своих дней отец Всеволод
не прекращал строительство храмов и служение людям. Многое пришлось перенести
ревностному подвижнику: неоднократные падения с высоты при постройках,
отсутствие средств, а затем и военные беды.
В 1942 году,
после расстрела нацистами епископа Горазда, Чешская Православная Церковь была
ликвидирована, духовенство схвачено, арестовано и депортировано на
принудительные работы в Германию. Такая же участь постигла и отца Всеволода,
однако по состоянию здоровья ему удалось вернуться в Прагу. Совершать
богослужения ему было строго запрещено, но он, несмотря на большую опасность,
тайно служил и совершал необходимые требы.
После окончания
войны вновь стало возможным восстановление храмов и возрождение Православной
Церкви. Отец Всеволод получил во временное управление Чешскую епархию и посетил
все приходы, помогая верующим обновлять церковную жизнь. В 1946 году отец
Всеволод был пострижен в монашество с именем Андрей, в честь апостола Андрея
Первозванного, и вскоре был возведен в сан игумена, а в конце 1946 года – в сан
архимандрита. В течение десяти лет он построил 31 иконостас. После объединения
православных приходов отец Андрей перешел служить в Словакию. В последствии он
руководил курсами по подготовке священнических кадров. Не смотря на физическую
слабость отец Андрей неутомимо трудился на благо Церкви, духовно окормляя два
прихода в Румбурке и Чешской Липе, публиковал статьи на различные темы,
выступал на съездах духовенства. До конца своих дней он не оставлял своего
любимого дела строительства храмов и изготовления иконостасов. За свои труды
архимандрит Андрея был награжден орденом святых Кирилла и Мефодия II степени.
Вот далеко не
полный перечень храмов и иконостасов построенных этим неутомимым труженником на
ниве Христовой: храм в селе Русское (1926г.), храм в селе Русское-Ракошино (1926-1927гг.),
храм в селе Старое Давыдково, храмы в Барбово (1927г.), в Ужгороде(1929-33г.),
храм и кладбищенская часовня в Домбоках(1931-32гг.), храмы в Ржимицах
(1933-34гг.), в Худобине (1934-36гг.), в Стременичко(1936г.), в
Сваляве(1935г.), в Бликах(1936г.), в Великих Лучках (1936-37гг.), епископская
резиденция в Мукачеве и Крестовая церковь (1936-37г.), храмы в Оломоуце
(1937-39 гг.), в Долни Коуце, в Челеховицах (1941-42гг.), храм и приходской дом
в Тршебиче (1939-40гг.), восстановление храма и иконостаса в кафедральном
соборе в Праге(1945-46гг.), храм-памятник в честь русских и чешских воинов в
Межилаборцах(1948г.), кафедральный собор во имя св. Александра Невского в
Пряшеве(1948г.), восстановление храма в Улич-Кривом, храмы в Стакчине и селе
Дара(1950г.), иконостасы в Литомержицах, Жатце, Мосте, Плзне, Горшовски Тин,
Красной Липе, Соколове, Фридланде, Опаве, Судицах, Кашове, Острове и в других
местах; две церкви в Чешской Липе (1952г.), храм в Румбурке, колокольня в
Улич-Кривом, иконостас в митрополичьей Крестовой церкви.
Список
литературы
Ксения Свердлова. Церковный строитель архимандрит Андрей
Коломацкий