Дай Чжэнь, Дай
Дунъюань, Дай Шзньсю (1723–1777), китайский философ-неоконфуцианец, лидер
одного (Вань пай) из двух главных направлений «ханьского учения» (хань сюэ, пу
сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ).
Родился 19
января 1723 в Сюнине провинции Аньхой. Происходил из семьи мелкого торговца.
С 1773
участвовал в составлении свода классической литературы Сы ку цюань шу (Полное
собрание всех книг по четырем разделам). В 1775 за научные заслуги без
экзаменов (которые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую
степень – цзиньши и звание академика Ханьлиньской академии. Умер 1 июля 1777 в
Пекине.
Развивал
методологию «[филологически] доказательного исследования» (као цзюй), основывая
экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Дай Чжэнь излагал
собственные взгляды в текстологических комментариях к конфуцианской классике,
противопоставляя их искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями
комментариям предшествовавших конфуцианцев (Чэн [братьев] – Чжу [Си] школы, Лу
[Цзюаня] – Ван [Янмина] школы). Главные философские сочинения Дай Чжэня –
Значения слов «Мэн-цзы» в комментариях и свидетельствах (Мэн-цзы цзы и шу чжэн)
и Обращение к началу добра (Юань шань).
Основная
тенденция теоретических построений Дай Чжэня – стремление к гармонизации самых
общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной
целостности мира. Идущее от Си цы чжуани (комментирующая часть Чжоу и) и
основополагающее для неоконфуцианства противопоставление «надформенного» (син
эр шан) дао «подформенным» (син яр ся) «орудиям» (ци2) он
истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой
«пневмы» (ци1): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, «порождающей
порождения» (шэн шэн) по законам сил инь ян и «пяти элементов» (у син1)
и, с другой – уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Дай
Чжэнь обосновывал включение «пяти элементов» в понятие «дао» определением
последнего термина, имеющего лексическое значение «путь, дорога», с помощью
этимологического компонента иероглифа «дао» – графического элемента (в другом
написании – самостоятельного иероглифа) «син3» («движение»,
«действие», «поведение»), входящего в словосочетание «у син1» (Мэн-цзы
цзы и шу чжэн, цзюань 2). «[Индивидуальная] природа» (син1) каждой
вещи, по Дай Чжэню, «естественна» (цзы жань) и определяется «добром» (шань),
которое порождается «гуманностью» (жэнь2), упорядочивается
«благопристойностью» (ли2) и стабилизируется «должной
справедливостью» (и1). Космологически «добро» проявляется в виде
дао, «благодати» («добродетели»-дэ1) и «принципов» (ли1),
а антропологически – в виде «предопределения» (мин1),
«[индивидуальной] природы» и «способностей» (цай) (Юань дао, цзюань 1).
Дай Чжэнь
выступал против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии
Сун (960–1279) противопоставления «принципов» «чувствам» (цин2) и
«желаниям» (юй), утверждая, что «принципы» неотделимы от «чувств» и «желаний».
«Принцип» – то
неизменное, что специфично для «индивидуальной природы» каждого человека и
каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествовавших
неоконфуцианцев Дай Чжэнь считал, что «принципы» в явном виде не присутствуют в
человеческой психике – «сердце» (синь1), а выявляются с помощью
глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Дай Чжэню, различаются
подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти
компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет
эмпирико-аналитического подхода как в познании, так и в практике.
Малопопулярные
в свое время труды Дай Чжэня вызвали к себе интерес в 20 в., оказавшись
созвучными сциентистским умопостроениям значительной части китайской
интеллигенции.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/