Данте Алигъери
(1265-1321) В истории многих национальных литератур известны художники слова,
которые в наибольшей степени выражают творческий гений своего народа, играя
ключевую роль в развитии словесности, языка. В России - это Пушкин, в Германии-
Гете, в:Польше- Мицкевич, в Шотландии - Роберт Берне, на Украине - Шевченко, в
Грузии - Шота Руставели... В Италии - это Данте Алигьери.
Данте - фигура
огромная по мощи своего дарования, по значимости им сделанного не только для
итальянской, но и для мировой литературы. Он стоит как бы на переломе двух
эпох, "последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового
времени". Творивший в Италии, родине европейского Возрождения, он
запечатлел в своем творчестве эту переходную эпоху.
Данте прожил
жизнь, исполненную драматизма. Он родился в 1265 г. во Флоренции в семье,
принадлежащей к старинному, однако небогатому дворянскому роду. Получил
образование в средневековой школе, где изучал языки, античную литературу. С
юности увлекся поэзией, стал писать стихи. В восемнадцать лет записался в цех
аптекарей, врачей, в который также входили книгопродавцы и художники. С
молодости был втянут в кипучую жизнь Флоренции, в которой не утихало острое
соперничество двух политических партий: гибеллинов и гвельфов. Спор между ними
шел по главнейшему политическому вопросу - о путях объединения Италии,
страдавшей от феодальной раздробленности. Гибеллины считали, что это должно
произойти благодаря вмешательству извне германского императора; гвельфы делали
ставку на римского папу. Данте принял сторону гвельфов, участвовал в сражении,
приведшем к разгрому гибеллинов. Когда же победившие гвельфы распались на две
партии - Белых и Черных гвельфов, Данте примкнул к Белым гвельфам, которые были
в итоге побеждены Черными. В 1302 г. Данте и его сторонники подверглись
репрессиям и преследованиям, и поэт был вынужден отправиться в изгнание,
продолжавшееся девятнадцать лет. Скитаясь по Италии, Данте изведал в полной
мере "горький хлеб чужбины", но так и не смог вернуться в родной
город, по которому тосковал. Умер он в Равенне в 1321 г.
В юности Данте,
отличавшийся страстным темпераментом, пережил сильнейшее психологическое
потрясение, любовь к Беатриче, своей сверстнице, местной красавице, которую впервые
увидел девятилетним ребенком на детском празднике. Вторично встретился с ней
уже восемнадцатилетним юношей и страстно влюбился. Его чувство носило
возвышенный, идеальный характер. Беатриче вышла замуж за дворянина Симона де
Барди (имя которого осталось в истории литературы просто потому, что он был
мужем женщины, которую любил гениальный Данте). В 1290 г., в возрасте двадцати
пяти лет, Беатриче скончалась, что стало тяжелейшим ударом для поэта. Историю
своей любви он рассказал в книге "Новая жизнь", в которой
прозаический рассказ перемежается стихами, сонетами, мадригалами, выдержанными
в традициях господствовавшей в ту пору в Италии любовной поэзии, "нового
сладостного стиля". Чувство Данте - возвышенное, близкое к религиозному.
Сама Беатриче -
и живая женщина, и почти святая Мадонна, олицетворение всех добродетелей.
Название книги выражает глубинную мысль поэта: любовь открыла ему "новую
жизнь" сердца, мир глубоких и благородных переживаний.
В дальнейшем,
после смерти Беатриче, Данте отдается научным и философским занятиям,
демонстрируя в них универсальность своих интересов. Пишет на итальянском языке
ряд трактатов.
Это трактат
"Пир" - своеобразная энциклопедия средневековых знаний по богословию
и морали; трактат "О народной речи" - филологический труд, в котором
обосновывается в результате анализа многочисленных диалектов задача создания
общеитальянского литературного языка. Эту задачу Данте позднее выполнил в
"Божественной комедии". В трактате "О монархии" Данте
формулирует свою политическую философию, утверждая, что объединение страны
возможно под эгидой германского императора Генриха VII.
В годы
изгнания, оказавшиеся наиболее плодотворными для Данте, создает главное
произведение своей жизни - поэму "Божественная комедия".
Первоначальное название произведения "Комедия" - так в средневековье
назывались произведения с печальным началом и счастливым концом. Потомки же
дали ей название "Божественная", имея в виду ее редкое совершенство,
гармонию и величавую красоту.
Огромную роль
играет в поэме религиозная символика, число "три", соответствующее
христианской идее о Троице ("Бог троицу любит"). Поэма состоит из
трех частей, кантик, посвященных трем частям загробного мира: "Ад",
"Чистилище" и "Рай". В каждой из частей по 33 песни, а
вместе со вступительной всего в поэме 100 песен. Написана она трехстрочными
строфами - терцинами. Поэма, вобравшая в себя коренные жизненные, философские,
политические проблемы, задуманная в то же время как славословие в честь
Беатриче, отличается гармоничной архитектоникой, геометрической стройностью.
Избрав жанр средневекового видения, построив поэму по огромной логической
схеме, Данте вместе с тем наполнил эту схему глубоко жизненным, реальным
содержанием. В ней он предстает и средневековым мыслителем, и человеком нового
времени, гуманистом.
В своих
описаниях Данте предельно конкретен, исследователи установили, например,
диаметры каждого из кругов подземного мира, соответствие между отдельными
описаниями ада и чистилища и некоторыми итальянскими пейзажами. Свою картину
загробного мира Данте творил из кусков реального мира. Эти картины живописны, а
образы персонажей "Ада" отливаются в скульптурные формы (Фарината
дельи Уберти, Бертран де Бори и др.). Как художник-гуманист, внутренне не
согласный со средневековым аскетизмом, Данте возвеличивает любовь (эпизод с
Франческой и Паоло), прославляет человеческие страсти, активность, деяния,
жажду славы. Данте покоряет своей страстностью, субъективностью. Проходя по
кругам "Ада", он сочувствует, сострадает своим героям; выслушав
горестный рассказ Франчески, лишается чувств. Поэма - глубоко национальное
произведение, в котором поэт предстает как патриот Италии, любящий родину и
озабоченный ее судьбой. Он дал в поэме образец итальянского литературного
языка. Несмотря на сложность формы, стих • Данте удивительно легок и гибок. Это
- результат величайшего поэтического мастерства.
Сюжеты и образы
"Божественной комедии" нашли отражение в мировом искусстве
(скульптуры Микеланджело, иллюстрации Доре, музыкальная сюита Чайковского
"Франческа да Ри-мини").
Образ Данте
вдохновлял многих поэтов: Байрона, Гейне, Блока. Перевод "Божественной
комедии", выполненный М. Л. Лозинским, выдающимся мастером художественного
перевода, был удостоен в 1946 г. Государственной премии первой степени.
Это был первый
случай, когда работа переводчика получила столь высокое признание. Большой
вклад в изучение Данте внес выдающийся наш филолог И.
Н.
Голенищев-Ку-тузов, который долгие годы провел за рубежом, во Франции и
Югославии, выступал как критик и поэт, а в конце жизни вернулся в Россию.
Во время
пребывания в Италии в 1909 г. Александр Блок посетил Равенну, могилу Данте. Он
писал: "Тень Данте с профилем орлиным о новой жизни нам поет".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl