Стеллецкий,
Дмитрий Семенович (1875–1947), русский художник, мастер скульптуры и живописи,
представитель символизма и модерна.
Родился в
Брест-Литовске (ныне Брест, Белоруссия) 1 (13) января 1875 в семье военного
инженера. Поступив в 1896 в петербургскую Академию художеств, в 1896–1903
учился на скульптурном отделении у Г.Р.Залемана и В.А.Беклемишева. В 1904
посещал академию Р.Жюльена. Жил в Петербурге, много путешествуя по старинным
русским городам и монастырям. Был членом «Союза русских художников» (с 1910) и
«Мира искусства» (с 1912).
Завоевал себе
имя в первую очередь как скульптор. Первоначально придерживался
импрессионистической манеры (серия портретов семейства фон Анреп, в том числе
художника Б.В. фон Анреп; гипс, 1907, Русский музей), вырабатывая параллельно
самобытную модернистскую манеру, преображающую форму в обобщенно-символические
композиции. Выразительно раскрашивал свои произведения (обычно из гипса или
дерева), стремясь возродить яркую скульптурную полихромию Средневековья и
Ренессанса (бюст Леонардо да Винчи, 1906, Третьяковская галерея; Знатная
боярыня (Марфа Посадница), 1910, Русский музей). Занимался художественным
фарфором. Продолжал успешно работать и как мастер скульптурного портрета. Часто
обращаясь к мотивам национальной старины, стал одним из наиболее ярких
представителей модернистского «русского стиля». Переписал славянской вязью
Слово о полку Игореве, украсив его своими орнаментами и иллюстрациями
(1900–1906, Третьяковская галерея). Успешно выступал как живописец и сценограф
(эскизы декораций к опере Снегурочка Н.А.Римского-Корсакова для Мариинского
театра, 1910; Русский музей и Третьяковская галерея). Средневековая иконография
обрела в его искусстве новую красочно-ритмическую динамику и экспрессию.
В начале Первой
мировой войны оказался в Париже и в Россию не вернулся, оставшись во Франции.
Жил в Париже и на юге страны близ Канн. Продолжал плодотворно работать как
живописец-станковист, скульптор и сценограф (оформление балета Русская свадьба
на музыку М.И.Глинки для театра Летучая мышь Н.Ф.Балиева, 1926; и др.). В 1925
стал одним из учредителей общества «Икона», поставившего своей целью заботу о
традициях православного религиозного искусства. Внес выдающийся вклад в
продолжение этих традиций, украсив своими иконами и фресками немало храмов
русского зарубежья, в том числе Сергиевское подворье в Париже, где Стеллецкий
был руководителем декоративных работ (1925–1927), а также исполнил целый ряд
икон и рельефное распятие с надписью в память о погибших в Первой мировой
войне. В старости почти ослеп и провел поздние годы в доме для престарелых в
Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Умер Стеллецкий в Сент-Женевьев-де-Буа 12
февраля 1947.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.people.ru/