Джон Стейнбек
(1902-1968) Американские критики, любители составлять разного рода
"обоймы" и вычислять литературные рейтинги, нередко включают
Стейнбека в "большую тройку" ведущих писателей США, где он
соседствует с двумя гигантами: Хемингуэем и Фолкнером. Как и они, был признан
при жизни классиком. При всем жанрово-тематическом разнообразии и известной
неровности творчества этого прозаика, работавшего как романист, новеллист,
автор повестей, документалистики, у него выделяется некое ядро, группа
произведений, составляющих своеобразный стейнбековс-кий "канон". Они
прочно вошли в историю американской литературы. Он родился и вырос в
Калифорнии, учился там в Станфордском университете (1919-1925), где был
вынужден студенческие занятия перемежать с физическим трудом, приработками,
путешествиями по стране и работой газетчика.
В Калифорнии он
прожил большую часть жизни, сложился как писатель. Этот, как его называли,
"золотой штат", край фруктов и овощей, стал поистине "страной
Стейнбека", местом действия многих его произведений. Он донес до читателей
красоту калифорнийской природы, ее долин и гор, ее океанских побережий,
запечатлел колоритную галерею ка-лифорнийцев, сельскохозяйственных рабочих, фермеров,
рыбаков, бродяг, безработных, скэбов, бизнесменов, девиц легкого поведения.
"Маленькие", "простые" люди составляли важнейший
"слой" его героев. Он хорошо знал их беды и проблемы, понимал их,
умел им сострадать.
Литературный
дебют Стейнбека совпал с жесточайшим кризисом 1929 г. и Депрессией; за
романтико-историческим романом о пирате XVII в. Генри Моргане "Золотая
чаша" (1929) последовали еще два романа на калифорнийском материале:
"Райские пастбища" (1932) и "К неведомому богу" (1933).
Лишь с четвертой попытки, с романа "Квартал Тортилья-флэт" (1935),
окрашенного юмором повествования о комических приключениях беззаботных бродяг,
"пайсано" Стейнбек обрел признание. Его закрепила повесть "О
людях и мышах" (1937), эта волнующая история об участи несчастных и
обездоленных.
Финалом 1930-х
гг., наиболее плодотворного этапа в творчестве Стейнбека, этапа его радикализма
и социальной критики, стал великолепный, получивший международное признание
роман "Гроздья гнева" (1939), отмеченное эпическим размахом повествование
о горестном уделе фермерской семьи Джоудов, согнанных засухой с родных мест, об
их трудном и мучительном пути в Калифорнию. Там они мечтали найти, но так и не
нашли землю обетованную. Это была книга о простых людях, с целой галереей
рельефно выписанных характеров, книга об их чувстве солидарности и доброте, об
алчности и жестокости богачей. Произведение, новаторское по форме, соединяющее
блестящую прозу с "интегрированными" в нее публицистическими главами,
стало явлением не только американской, но и всей зарубежной литературы XX в.
Последующий
путь Стейнбека был отмечен его неустанным стремлением к творческому поиску:
даже после удачно написанной книги он хотел не повторить успех, а написать
.нечто новое по форме и тематике. В 40-50-е гг. у него появилось "новое
видение" Америки: смягчились социальная критика, резкость тонов, но
проявилась большая психологичность, склонность к философским обобщениям, к
притче, аллегории, обращенность к общечеловеческим проблемам. Это
продемонстрировали такие его романы, как "Консервный ряд" (1954),
"Заблудившийся автобус" (1947) и особенно эпический по масштабу роман
"К востоку от рая" (1952), построенный как хроника фермерского
семейства Трасков.
Мастерство и
гуманизм Стейнбека ярко сказались в его повести "Жемчужина" (1947),
произведении притчевой, аллегорической структуры, выдержанном в поэтической,
слегка стилизованной, близкой к фольклорной манере. Среди образов повести,
исполненных особой выразительности, замечателен образ жемчужины: в ней, как в
бальзаковской шагреневой коже, реальное соединяется с фантастическим. Финал,
где Кино швыряет жемчужину в море, вызывал споры: что это - акт отчаяния,
признание поражения героя? Однако, скорее, это - свидетельство нравственной
победы Кино, его освобождения от иллюзий. Герой, сражавшийся за свое счастье,
уходит со страниц повести другим, повзрослевшим человеком.
В последние
десятилетия путь Стейнбека был неровным. Однако последний роман писателя
"Зима тревоги нашей" (1961) (кстати, инсценированный во МХАТе)
заставил даже недругов говорить о "возрождении Стейнбека". В 1962 г.
ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1963 г. побывал в
Москве. Однако в дальнейшем поездка во Вьетнам, к солдатам, сражавшимся в
джунглях, поддержка официальной политики Вашингтона (что шло вразрез с позицией
большинства писателей США, протестовавших против этой войны) больно ударили по
репутации Стейнбека.
Плодовитый,
вдохновенный художник, он говорил: "Я пишу непрерывно. Писание для меня
вроде нервного тика. Я схожу с ума, когда не пишу". Его метод, в целом
реалистический, был многогранен: включал в себя романтические и
натуралистические элементы, иронию, юмор, гротеск, символику и аллегорию,
бытописание и открытую публицистичность.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl