Джордж Ноэл
Гордон Байрон (1788-1824) Великий английский поэт-романтик Джордж Ноэл Гордон
Байрон ("Восточные поэмы", "Дон Жуан", драмы, мистерии и
др.) вошел в историю литературы не только как мастер стиха, но и как
человек-легенда, яркая личность, "властитель дум", по словам Пушкина.
Он родился в старинной, хотя и обедневшей, аристократической семье, в десять
лет унаследовал титул лорда, учился в престижной школе в Гарроу, а затем в
Кембриджском университете. Свои жизненные устремления он связывал не только с
занятиями литературой, но и с политикой. И дело здесь не в честолюбивых мечтах
поэта, а в том, что Байрон был одним из тех людей начала XIX в., кто с
особенной болью воспринимал общественную несправедливость, кто жаждал свободы и
боролся с тиранией - боролся и в английском парламенте, и в кругу итальянских
карбонариев, и в своих поэмах и стихах. При этом Байрон не был ни сторонником
масс, ни оптимистом. Напротив, с его именем и творчеством связывают настроение
гордого индивидуализма и "мировой скорби". Однако его решимость
бороться в одиночку, даже если нет надежды победить, не ослабевает с годами, а
крепнет. Это выражено в разных произведениях поэта, но особенно ясно - в знаменитом
стихотворении "Из дневника в Кефалонии", известном русскому читателю
в великолепном переводе А. Блока. Последний год своей жизни поэт посвящает
участию в освободительной войне Греции против турецкого владычества. Здесь он и
умирает от болотной лихорадки в разгар военной службы. В лирике Байрона, его
поэмах сложился особый тип романтического героя- "байронический". Это
разочарованный человек, гордо презирающий отвергнувшее его общество и мстящий
ему. Таков, например, Конрад - персонаж "восточной поэмы" Байрона
"Корсар": "Обманут, избегаем все сильней, / Он с юных лет уж
презирал людей / И, гнев избрав венцом своих утех, / Зло нескольких стал
вымещать на всех..." (перевод А. Онош-кович-Яцына). Но самый известный
герой поэзии Байрона - это, конечно, Чайльд Гарольд. В одно утро 1812 г., сразу
после выхода в свет первых двух песен "Паломничества Чайльд Гарольда"
Байрон, по его собственному признанию, "проснулся и узнал, что
знаменит".
Громкая слава
автора была заслужена не только созданием образа "угрюмого, томного"
(Пушкин), разочарованного аристократа, покинувшего свою родину - Англию и
пустившегося в путешествие по разным странам. Байрон создает здесь новый жанр
лироэпической поэмы, где движение сюжета определяется не только внешним
действием - путешествием, но прежде всего мыслями и чувствами поэта. Если в
первых песнях голос автора, его эмоции почти сливаются с образом и чувствами
Гарольда, то постепенно лирическое "я" поэта, взволнованного и
пытливого, сочувствующего и негодующего, теснит на второй план образ неизменно
скучающего персонажа. Яркие пейзажи Средиземноморья, красочные описания Испании
и Греции, Португалии и Италии составляют выразительный контраст обличительным
картинам социальных и политических бедствий. Поэма пронизана пафосом свободолюбия
и тем романтическим максимализмом, который помог Байрону "много душ спасти
от компромисса", как сказал В. Г. Белинский.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl