Джузеппе
Доменико Скарлатти (Scarlatti), (родился в 1685г. в Неаполе, умер в 1757г. в
Мадриде) - итальянский композитор, клавесинист и органист. Первоначальное
музыкальное образование получил у Своего отца, выдающегося оперного композитора
Алессандро Скарлатти, впоследствии занимался под руководством Б.Паскуини и
Ф.Гаспарини.
Каждая из
областей творческой деятельности Скарлатти отмечена блистательными достижениями.
Уже в 16 лет он органист королевской капеллы в Неаполе, а в 1715-1719 гг. –
собора Св.Петра в Риме. Скарлатти – концертирующего виртуоза-клавесиниста –
знала вся музыкальная Европа. Его советами пользовался Гендель, в свою очередь
помогавший итальянскому коллеге и другу совершенствоваться в органном
исполнительстве. Неаполь, Флоренция, Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин,
Севилья, Мадрид – такова лишь в самых общих чертах «география» стремительных
передвижений
Скарлатти по
столицам мира. Государства и города мелькают здесь словно в калейдоскопе –
блистательному концертанту покровительствовали влиятельнейшие европейские
дворы, выказывали расположение коронованные особы. Он был на службе при римском
дворе королевы польской Марии, в капелле португальского посланника, в капелле
Джулиа в Ватикане, с 1720 года находился в Лиссабоне в качестве придворного
музыканта и учителя инфанты Марии-Барбары, с 1729 года служил придворным
музыкантом в Севилье, затем до конца дней руководил придворной капеллой в
Мадриде. Некогда баловень судьбы, чья бурная концертная деятельность в течение
многих лет являлась одним из наиболее ярких событий музыкальной жизни Европы,
он умер в забвении и величайшей бедности. При жизни композитора было напечатано
незначительное число его произведений, а судьба большинства авторских
рукописей, разбросанных по всему свету, до сих пор неизвестна.
Испании суждено
было стать второй родиной композитора: испанские мотивы и впечатления сыграли в
его творчестве роль отнюдь не меньшую, нежели итальянские. В свою очереди и
Скарлатти оказал исключительное влияние на развитие национальной музыкальной
культуры: с его деятельностью в Испании связан расцвет клавесинизма,
сомкнувшийся с эпохой фортепьяно. Он был одним из тех иностранных музыкантов, кто
помог открыть перспективы национального искусства. Учениками Скарлатти были
виднейшие испанские композиторы середины XVIII века (среди них – такой
выдающийся, как А.Солер).
Редкое
многообразие открывается в мире сонат Скарлатти: неиссякаемая фантазия композитора,
власть его творческой воли поистине поражает, обаяние художественного
темперамента неотразимо. Исключительна в них роль народного искусства Италии,
Португалии, Испании. Сонаты Скарлатти представляют собой одночастную
нециклическую композицию, построенную по схеме старосонатной формы. В её рамках
композитор использовал новые принципы изложения и развития тематического
материала, ставшего фундаментом сонатной формы зрелого классицизма. В сонатах
Скарлатти слышатся отголоски танцевальных ритмов, возможно – музыки тонадилий.
Роль Доменико Скарлатти в истории испанской музыки так значительна, что может
быть темой специального исследования.
Список
литературы
Булучевский Ю.,
Фомин В. Старинная музыка (словарь-справочник). Л., Музыка 1974.
Мартынов И.
"Музыка Испании", М., Советский композитор 1977.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/