Как и многие
кубофутуристы, Елена (Элеонора) Генриховна Гуро совмещала занятия живописью и
литературой. Но в отличие от громких соратников, она не привлекала внимания
массовой аудитории. И причина этого не в болезни (белокровие) и ранней смерти,
а в своеобразии ее поэзии, прозы и живописи, предполагавшем пристальное,
доверительное, сочувственное отношение читателей и зрителей. В. Шершеневич,
называя Гуро самой одаренной из современенных русских поэтесс, писал:
"Елена Гуро ласковая, нежная. У нее и слова-то какие-то особенные, свои. У
всякого другого эти слова пропали бы, измечали, но у стихов Гуро есть особая
притягательная сила. Ласковость Гуро сильна, ласковость Гуро -это обратная сила
ее дерзости, смелости. <...>
Она чувствует
себя матерью всех вещей, всех живых существ: и куклы, и Дон-Кихота, и кота.
Все ее дети
изранены, и она тянет к ним свою смелую душу. <...> Елена Гуро -первая
поэтесса мать"1.
Пафос
материнства пронизывает не только творчество Гуро, но всю ее жизнь. Ею был
создан миф о якобы умершем сыне, которого она называла Вильгельм Нотенберг. Его
портреты она помещала в своих книгах. В реальность сына Гуро верили даже
близкие знакомые, что отразилось в их мемуарах2.
Многие критики
не видели в творчестве Гуро, ничего футуристического и считали ее случайной в
шумной компании будетлян. Так, К. Чуковский писал: "Ее тема: светлая боль,
радость увядания, умирания и нежность до восторженной муки. Ее стихи на смерть
единственного сына, такие простые и страшные, невозможно читать без участия
<...>.
Ясно, здесь г.
Крученых ни при чем. Здесь нечего делать г. Василию Гнедову. Озябшая душа
искала крова, и рада была приютиться среди чужих, посторонних. <...> Гуро
вся -осанна, молитва, - где же ей шиши и пощечины?"3
Дочь крупного
военочальника, Елена Гуро в тринадцать лет поступила в школу Общества поощрения
художеств в Санкт-Петербурге, а в 1905 году дебютировала в печати в качестве
писательницы и художницы. Ее первую книгу "Шарманка" (СПб., 1909)
Д.Бурлюк впоследствии назовет первым литературным выступлением "старших
футуристов, вышедших на борьбу за Русскую Литературу"4. Гуро публиковалась
в обоих "Садках судей", в третьем выпуске журнала "Союз
молодежи" (март 1913), как художница участвовала в нескольких выставках.
Дом Гуро и ее мужа М.Матюшина (Песочная, 10) стал своеобразной штаб-квартирой
"будетлян", здесь зародились многие их проекты. Вторая выпущенная ею
книга -"Осенний сон" (СПб., 1912). Высоко оценивший эту книгу
Вяч.Иванов писал о ней: "Тех, кому очень больно жить в наши дни, она, быть
может, утешит. Если их внутреннему взгляду удастся уловить на этих почти
разрозненных страничках легкую, светлую тень, -она их утешит"5. Задуманный
еще при жизни Гуро альманах "Трое" (СПб., 1913), включавший произведения
Е.Гуро, А.Крученых и В. Хлебникова и иллюстрированный К.Малевичем, был выпущен
посмертно. В предисловии М.Матюшин писал о Гуро: "Душа ее была слишком
нежна, чтобы ломать, слишком велика и благостна, чтобы враждовать даже с
прошлым, и так прозрачна, что с легкостью проходила через самые уплотненные
явления мира, самые грубые наросты установленного со своей тихой свечечкой
большого грядущего света. Ее саму, может быть, мало стесняли старые формы, но в
молодом напоре "новых" она сразу узнала свое -и не ошиблась.
<...> Вся она, как личность, как художник, как писатель, со своими
особыми потусторонними путями и в жизни и в искусстве -необычайное, почти
непонятное в условиях современности, явление. Вся она, может быть, знак.
Знак, что
приблизилось время"6.
Сборник
"Небесные верблюжата" (СПб., 1914) как бы подытожил творческий путь
Гуро, хотя и не вместил в себя многое созданное ею. В.Брюсов в статье "Год
русской поэзии: Апрель 1913 -апрель 1914 г." отметил, что в книге есть
"действительно художественные и проникнутые чувством страницы"7. В
письме к М.Матюшину Хлебников отзывался о "Небесных верблюжатах":
"Эти страницы с суровым сильным слогом, с их Гафизовским признанием жизни
особенно хороши дыханием возвышенной мысли и печатью духа"8. Писательский
талант Гуро высоко ценили В.Маяковский, А.Блок, А.Ремизов, Л.Шестов.
После смерти
Гуро в печати неоднократно высказывалось мнение, что ее имя скоро станет
известно широким читательским кругам. Однако эти предположения не оправдались.
Не случайно через много лет Р.Якобсон, называя Гуро "выдающейся поэтессой
с ценнейшим литературным наследием", сетовал, что это наследие
-"доселе неизученное и лишь отчасти изданное"9.
Список
литературы
1. Шершеневич
В. Поэтессы // Современная женщина.1914. №4. с.74-75.
2. См.например:
Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения. Переводы.
Воспоминания.Л.,1989. С.406-407; Каменский В. Путь энтузиаста // Каменский В.
Танго с коровами; Степан Разин; Звучаль Веснеянки; Путь энтузиаста. М., 1990.
С.447.
3. Чуковский К.
Образцы футуристической литературы // Литературнохудожественные альманахи
издательства "Шиповник". СПб.,1914. Кн.22. С.145-146,150.
4. Бурлюк Д.
Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб.,1994. С.62.
5. Иванов Вяч.
Marginalia // Труды и дни. 1912. №4/5. С.45.
6. От издателей
// Хлебников В., Крученых А., Гуро Е. Трое. СПб., 1913. С.4.
7. Брюсов В.
Год русской поэзии. Апрель 1913 -апрель 1914 г. // Брюсов В. Среди стихов:
1894--1924: Манифесты, статьи, рецензии. М., 1990. С.437.
8. Хлебников В.
Неизданные произведения. М.,1940. С.365.
9. Якобсон Р.
Вместо послесловия // Харджиев Н., Малевич К., Матюшин М. К истории русского
авангарда. Stockholm, 1976. С.188.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fytyrist.km.ru/