Энрикес де
Вальдеррáбано /Enriquez de Valderrabano/ испанский композитор, виуэлист
родился в 1500г. предположительно в Пеньяранда де Дуэро, упоминания о нём
теряются в 1557г., поэтому считается что покинул он сей бренный мир в этом году
или несколько позже. Судя по посвящению его труда “Silva de Sirenas” (Лес
сирен) увидевшего свет в Вальядолиде (1547г.), Вальдеррабано находился на
службе у герцога Миранды.
Вальдеррабано
особенно славился у современников неистощимой изобретательностью в искусстве
вариаций — так называемых “диференсиас” (diferencias — буквально “различия”).
Ему, в частности, принадлежат 123 вариации на популярный романс “Конде Кларос”-
выдающийся образец этого жанра. Представление о мастерстве композитора в этом
жанре дают вариации на тему “Королевской паваны”, каждая из которых, не нарушая
церемонный, “важный” характер придворного танца, раскрывает с иной стороны его
мелодический и ритмический облик (при этом Вальдеррабано искусно чередует
присущий паване двухдольный размер с трехдольным).
В сборнике
"Книга музыки для виуэлы", записанной линейно-цифровой табулатурой и
названной "Лес сирен" (слово sirenas написано маленькими буквами),
Вальдеррабано использовал различные песни и танцевальные жанры, в частности
вильянсико. Сборник Вальдеррабано вышел 12 годами позже, чем “Маэстро” Луиса
Милана, и он неоспоримо свидетельствует как о том, что Вальдеррабано был хорошо
знаком с музыкой Милана, так и о том, что произведения самого Вальдеррабано во
многих аспектах являются шагом вперед по сравнению с фантазиями валенсийского
мастера. “Silva de Sirenas” состоит из семи частей (книг) и включает в общей
сложности 169 произведений самого различного содержания и характера: первые две
книги содержат религиозные сочинения, третья — обработки песен и вильянсикос
для голоса в сопровождении виуэлы, четвертая — пьесы для двух виуэл, пятая —
фантазии, шестая — переложения для виуэлы вокально-полифонических произведений
Жоскена Депре, Жана Мутона и других авторов, а также инструментальные сонеты,
наконец в седьмую книгу входят вариации.
Инструментальный
сонет — жанр, созданный Вальдеррабано. Его 19 сонетов — это характерные пьесы,
типа будущих “листков из альбома” Шумана или “песен без слов” Мендельсона. В
некоторых сонетах господствует атмосфера танца (сонеты VII и XI). Сонет XV
впечатляет рельефностью контрапунктирующих друг другу мелодических линий.
В своих
фантазиях Вальдеррабано следовал образцам, созданным Миланом. В отношении
контрапунктической техники фантазии Вальдеррабано нередко выигрывают по
сравнению с милановскими, хотя и не превосходят их глубиной поэтического
чувства и чистотой стиля.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Музыкальный
энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Рецензия
П.Пичугина к грампластинке "Испанские виуэлисты XVI века"
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/