Фелипе Педрель
(1841-1922) является весьма примечательной личностью в истории новой испанской
музыки. Его жизнь была наполнена непрерывным трудом. Композитор, музыковед и
педагог, он обогатил родную музыкальную культуру в каждой из этих областей.
Можно сказать, что его деятельность обозначила новый этап в истории испанской
музыки, подвела его к тому периоду, когда она смогла вновь утвердится в кругу
европейских музыкальных школ ХХ века.
Педрель родился
в Тортосе (Каталония) и там в семилетнем возрасте, начал петь в церковном хоре,
затем брал уроки гармонии у Антонио Нин-и-Серра. Мальчик сильно увлёкся
музыкой, играл на фортепиано, скрипке, гитаре. Он рано начал сочинять,
перекладывал для местного оркестра отрывки из итальянских опер. Так он проходил
большую и полезную практическую школу.
В начале 70-х
годов он находит приложение своим талантам в Барселоне. Здесь Педрель ставит
свою первую оперу «Приключение последнего Абенсерраха» и первое оркестровое
произведение «Праздник».
Работая в
Барселоне, Педрель имел возможность время от времени выезжать в Мадрид,
Валенсию, даже в Париж. Он услышал там много интересного, встретился с
музыкантами и сумел познакомится с основными культурными течениями своего
времени. Это непосредственно сказалось и на его деятельности.
В 80-е годы
Педрель написал две симфонические поэмы и ряд романсов. Главное внимание он
уделял музыковедческой работе. Результатом этих исследований и раздумий над
судьбами родного искусства явились не только публикация старинной музыки,
раскрывшая перед всем миром сокровища испанского «золотого века», но и
осознание программы ближайших действий, сформулированная в его знаменитом
манифесте «За нашу музыку» ¹. Современники Педреля восприняли его как
«горячий и светлый призыв, предназначенный вызвать национальное Возрождение
испанской музыки» ².
Основные
положения манифеста сводились к призывам развивать национальную культуру на
основе глубокого освоения её классического и фольклорного наследия. Педрель
подчёркивал необходимость работы во всех жанрах. Он говорил и о значении лучших
традиций сарсуэлы и тонадильи Педрель считал также необходимым внимательное
изучение творчества композиторов других стран, его главным стремлением было
вывести испанскую музыку из состояния изоляции и вновь придать ей мировое
значение.
В 1894 году
Педрель переехал в Мадрид, где в течение десяти лет работал в качестве
профессора консерватории. К этому времени относится создание его главного
произведения – монументальной оперы «Пиренеи», переносящей в Каталонию XIII
века. Вместе с другой его оперой – «Селестиной», написанной на сюжет знаменитой
средневековой повести, и «Графом Арнау» это произведение явилось кульминацией
его композиторского творчества.
В те же годы
появились и крупнейшие музыковедческие труды Педреля – восьмитомное собрание
«Испанская школа духовной музыки» (1894-1898), «Испанский лирический театр до
начала XIX столетия» (1897-1898), «Кастильский музыкальный фольклор XVI века» и
другие, открывшие для всех сокровища, так долго скрытые в библиотеках и
архивах. Работа потребовала массу времени и сил; труды, выполненные с размахом
и научной добросовестностью, принесли их автору мировую известность
В 1904 году
Педрель, с трудом переносивший мадридский климат, переселился в Барселону, где
и прожил до конца своих дней. Он продолжал сочинять: в 1908 году появились его
«Песни-арабески»; выходят его музыковедческие труды «Антология испанской
органной музыки» (1908) и четырёхтомное «Собрание испанских народных песен»
(1919-1922), которое Мануэль де Фалья назвал завещанием мастера молодому
поколению композиторов.
В Барселоне
Педрель работал с непреходящей верой в будущее испанской музыки. Но самому ему
приходилось сталкиваться с большими трудностями не только при публикации, но и
при исполнении своих произведений. На его долю выпала трудная борьба с
традициями академизма, против псевдонациональных штампов, которые являлись
эталонами для официальных кругов, да и для многих любителей музыки. Как и
многие другие истинные новаторы национального искусства, он сталкивался с
ограниченностью и узостью, сковывавшими развитие вкуса и понимания публики.
¹ Pedrell F. Por nuestra musica. Barcelona, 1891.
²
Кальвокоресси М. Национальный характер испанской музыки. «Русская национальная
газета», 1915, №3, с.58.
Список
литературы
Мартынов И.
"Музыка Испании", М., Советский композитор 1977.
Музыкальный
энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/