Великий композитор и пианист Фредерик Шопен родился под
Варшавой в семье французского эмигранта и польки. Свой первый концерт он дал в
восемь лет, и с этого времени фактически стал профессиональным музыкантом. На
жизнь он зарабатывал виртуозным исполнением собственных произведений, а также
давал уроки музыки. Шопен рано стал знаменитостью. Но и туберкулез, в те
времена неизлечимый, тоже начался у него рано и, в конце концов, свел в могилу,
не позволив дотянуть до сорока лет. Мощные социальные катаклизмы века будто
гнали композитора по Европе. Польское восстание 1830-1831 годов застало его в
Вене. В Польшу он уже не вернулся и, объехав несколько городов, осел в Париже.
Но и оттуда впоследствии он уехал в Англию, подальше от Французской революции
1848 года, лишившей его возможности зарабатывать. Шопен вернулся в Париж лишь
за несколько месяцев до смерти. Прекрасная музыка и романтическая внешность
маэстро привлекали к нему женщин. И они тоже манили музыканта, но не всегда с
сексуальной точки зрения - их обожание напоминало ему любовь, которой окружали
его мать и сестры.
Увлечения юности.
В молодости Шопен испытывал неодолимое влечение к своему
другу Титусу Войцеховскому. Он забрасывал его любовными записками и при
встречах целовал в губы. Однако с девушками вел себя гораздо сдержаннее. Одно
время он сильно увлекся Констанцией Гладковской, с которой вместе учился
музыке, но так и не решился открыть ей свое чувство. Лишь много лет спустя
Констанция с удивлением узнала, что когда-то очень много значила для Шопена.
Парижские соблазны не особенно привлекли двадцатилетнего музыканта. Тем более
он перенес легкое венерическое заболевание. Это надолго отбило у него охоту к
любовным похождениям. Шопен всегда стремился иметь свою семью. В 1836 году он
сделал предложение Марии Водзинской, симпатичной и музыкально одаренной дочери
польского графа. Мария приняла предложение Шопена, однако в дело вмешались ее
родители. Им не нравилось ни слабое здоровье претендента на руку дочери, ни
отсутствие у него приличного состояния. Через некоторое время композитор
перестал получать письма от Марии, и свадьба расстроилась. Шопен так никогда и
не завел семьи.
Жорж Санд
В 1838 году Шопен познакомился с романисткой Авророй
Дюдеван (в девичестве Дюпен), выступавшей под мужским псевдонимом Жорж Санд.
Поначалу ему не понравилась эта невысокая коренастая женщина с крупными чертами
лица, которая к тому же была старше его на шесть лет. Шопен даже высказался в
разговоре о ней так: "Что за отвратительная женщина эта Санд! Да и женщина
ли она вообще? Я что-то в этом сомневаюсь". Смысл этого высказывания
станет ясен, если учесть, что писательница постоянно курила крепкие сигары,
движения ее были энергичны и резки, и вообще она старалась вести себя
"по-мужски". Жорж Санд всю жизнь боролась за равноправие женщин и
проводила эту линию в своих произведениях. Она называла себя "Спартаком
среди рабынь" и, можно сказать, была предтечей нынешних феминисток. В
конце концов Шопен уступил ее притязаниям. Их связь продолжалась девять лет,
хотя интимная близость закончилась года через два. Санд всегда относилась
весьма скептически к сексуальным способностям Шопена, говоря, что к сексу он
относится, как старая больная женщина, а в постели напоминает труп. Видимо,
она, имевшая двоих детей, не реализовала свой материнский инстинкт полностью и
пыталась превратить Шопена в третьего ребенка. Как бы то ни было, Шопен
неоднократно проводил летние месяцы в имении Жорж Санд в Ноане (она пережила
композитора почти на 27 лет, и ее могила находится там). Разрыв с Жорж Санд в
1847 году вызвал ухудшение здоровья Шопена и ускорил его смерть.
Замурованное сердце
Последней женщиной, всерьез пытавшейся привлечь внимание
Шопена, стала его ученица Джейн Стерлинг. Она была богата и покровительствовала
композитору в финансовом плане. Однако о возможном браке с ней Шопен высказался
недвусмысленно: "Уж лучше я выберу женой смерть". Так оно вскоре и
вышло. Шопен умер 17 октября 1849 года - ровно 150 лет назад. Его могила
находится в Париже. Сердце же, согласно предсмертной воле композитора, было
перевезено в Варшаву и замуровано в одной из колонн костела Святого Креста.