Немецко-американский
философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. Опираясь на
идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные
противоречия человеческого существования. Пути выхода из кризиса современной
цивилизации видел в создании "здорового общества", основанного на
принципах и ценностях гуманистической этики. Эрих Фромм родился 23 марта 1900
года во Франкфурте-на-Майне в благочестивой еврейской семье.
Эрих получил
хорошее начальное образование. Гимназия, в которой он изучал латынь, английский
и французский языки, пробудила в юноше интерес к ветхозаветным текстам.
В 1918 году он
начинает изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем
Гейдельбергском университетах, где среди прочих его учителей были такие
крупнейшие обществоведы, как Макс Вебер, Карл Ясперс и Генрих Риккерт. Фромм
рано знакомится с философскими работами Карла Маркса, которые привлекли его
прежде всего идеями гуманизма, понимаемого как "полное освобождение
человека, а также создание возможностей для его самовыражения".
Другим
важнейшим источником его личных и профессиональных интересов в 1920-е годы
становится теория влечения Зигмунда Фрейда. Дело в том, что первой женой Фромма
была Фрида Райхман - ученая, психоаналитик.
В 1933 году он
покидает Германию, переезжает в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, куда вскоре
перебазируется и Хоркхаймер со своим институтом. Здесь они вместе продолжают
изучение социально-психологических проблем авторитарности. Программа называлась
"Авторитет и семья". По результатам этих исследований Фромм написал
книгу "Бегство от свободы" (1941), которая сделала ему имя в Америке;
позднее эти материалы были использованы Теодором Адорно в книге "Авторитарная
личность".
Эрих Фромм
никогда не был ординарным профессором какой-либо кафедры, он читал свой курс на
"междисциплинарном" уровне, всегда умел не только связать воедино
данные антропологии, политологии и социальной психологии, но и проиллюстрировать
их фактами из своей клинической практики; он был воистину блестящим лектором и
любимцем молодежи.
В начале
1960-годов, то есть задолго до того, как кто-либо из политиков заговорил о
возможности разрядки в международных отношениях, в частности между двумя
сверхдержавами - СССР и США, Фромм писал о необходимости "здорового
рационального мышления ради безопасности во всем мире". Осенью 1962 года
Фромм приезжал в Москву, принимая участие в качестве наблюдателя в конференции
по разоружению.
Мыслитель организовал
конференцию по проблемам гуманизма, где гуманисты разных стран и народов
получили возможность сформулировать главную цель гуманистического социализма:
создание условий для самореализации свободного, разумного и любящего человека.
Эрих Фромм считал, что гуманистический социализм несовместим с бюрократической
системой, с потребительством, вещизмом и бездуховностью. С этой платформы
вместе с Э. Фроммом выступили философы Э. Блох и Б. Рассел, Г. Маркузе и И.
Фетчер и многие другие...
В 1960-е годы
Фромм пишет научную автобиографию под названием "По ту сторону от
иллюзий" (1962), а также важнейшие "труды своей души" -
"Психоанализ и дзен-буддизм" (1960) и "Душа человека"
(1964). В конце 1960-х - начале 1970-х годов он занимается в основном
исследованием корней и типов человеческой агрессивности. Результатом 5-летнего
труда оказались два произведения: "Революция надежды" (1968) и
"Анатомия человеческой деструктивности" (1973).
В последней на
основе анализа характеров Гитлера, Гиммлера, Сталина дается всестороннее
исследование различных личностных и социальных факторов, которые воспитывают в
людях садистские и деструктивные наклонности. В работе "Забытый язык"
анализируется символизм в снах, в сказках и мифах и критикуются теории
сновидений Фрейда и Юнга как односторонние. В этой работе он излагает точку
зрения, что символический язык является "универсальным языком, посредством
которого человеческая раса развивается".
Популярность
Фромма в Европе достигла апогея после публикации его последней крупной книги
"Иметь или быть?" (1976).
Тема любви к
человеку оказалась в центре фроммовской социально-философской концепции, а
книга "Искусства любви" (1956) стала бестселлером на долгие годы,
была переведена на 25 языков мира, включая китайский, корейский, индонезийский,
исландский. На английском языке книга разошлась несколькими тиражами (в
количестве 5 млн. экз.).
Фромм стал
известным как представитель неофрейдизма, пытавшегося связать идеи Фрейда с
марксизмом. Признавая основные концепции психоанализа, Фромм делает основной
упор на социальные факторы. Он полагает, что именно они определяют содержание
человеческой жизни. Фромм считает, что как капитализм, так и коммунизм
превращают человека в робота. Общество, основывающееся на накоплении богатства,
как и общество, характеризующееся тоталитаризмом, не могут быть
удовлетворительной моделью социального развития. По его мнению, изначальные
гуманистические взгляды Маркса были полностью искажены современным реальным
социализмом и превращены в "вульгарную подделку". Фромм нашел
"примечательное родство в идеях Будды, Экхарта, Маркса и Швейцера".
По мнению
Фромма, общество должно быть таким, чтобы человек в нем был связан с человеком
любовью, узами братства и солидарности, а не кровью и грязью, таким,
"которое дает ему возможность преодолеть свою природу посредством
творчества, а не посредством разрушения, в котором каждый ощущает собственное
"я", воспринимая себя субъектом собственных сил, а не подчинения, в
котором система ориентации и приверженности существует без принуждения человека
к разрушению реальности и поклонению идолам".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/