Основатель
одной из трех мировых религий - буддизма. Имя Будда (с санскритского -
просветленный) дано его последователями. В центре буддизма - учение о
"четырех благородных истинах": существуют страдание, его причина,
состояние освобождения и путь к нему.
Путь
освобождения от страдания - путь к нирване - "восьмизвенная стезя",
восьмиступенчатая программа духовного возвышения. Разьяснению развития этих
положений посвящены все рассуждения и логические построения буддизма.
Сиддхартха -
наследник царского рода племени шакья в северо-восточной Индии. Мальчик рос в
роскоши, но его не выпускали за пределы дворца. В буддистской традиции важное
место занимает история о четырех знамениях, изменивших жизнь царевича.
Однажды
Сиддхартха решился узнать, что происходит в том ином мире, куда ему не было
доступа.
Покинув дворец
в первый раз, он увидел старика и спросил своего возницу, почему старец такой
худой и сгорбившийся. Таков удел всех людей, естественный и неизбежный итог
жизни, - последовал ответ. Тогда Сиддхартха воскликнул: "Какой смысл и
какая польза от юности, если все завершается столь печально?" Когда
Сиддхартха во второй раз вышел из дворца, он повстречал больного. Царевич
поразился тому, что болезни не щадят даже самых крепких и здоровых людей, и
никто не знает, как их избежать.
Третье знамение
случилось, когда Сиддхартха увидел похоронную процессию. Сиддхартха пришел к
печальному выводу: люди не могут влиять на свою судьбу. Смерть неизбежна, но
тогда бессмыссленна жизнь.
Наконец,
четвертое знамение. В этот раз Сиддхартха увидел садху (святого), ходившего по
улицам с миской для подаяний. Садху - это "скиталец", считающий, что
в этом мире ("царство сансары") невозможно обрести свой дом.
После долгих
раздумий Сиддхартха, отправился в странствия. Он отрекся от мирской жизни и
занялся поисками истины. Сначала он занимается йогой.
Затем в течении
шести лет Сиддхартха занимался умерщвлением плоти и продолжал свои скитания в
одиночестве. Менял учителей, но разочаровался во всех учениях.
Однажды,
расположившись около реки под сенью большого дерева джамбу, позднее названного
в честь события деревом бодхи (деревом просветления), Сиддхартха принял
решение: "Я не встану с этого места до тех пор, пока на меня не снизойдет
просветление".
Тернистый путь
внутренней борьбы был пройден - предстояла последняя битва. В ночь полнолуния в
месяц весак (май) Будда сконцентрировал свое сознание на всходящей утренней
звезде, и на него снизошло просветление. Сиддхартха стал Буддой: он вышел из
мрака неведения и увидел мир в истинном свете. Описываемое событие называют
"великим пробуждением".
Став Буддой, то
есть абсолютно просветленным, Сиддхартха изменился. Благодаря этому событию он
осознал свое великое предназначение - донести истину до людей.
Будда вел жизнь
странствующего проповедника. Девять месяцев в году он проповедовал, а три
месяца, приходившиеся на период дождей, проводил в уединении.
Его
последователи образовали монашескую общину. С распространением миссионерской
деятельности к Будде начали приходить также и миряне, которым разрешалось
следовать учению. Равновесие между монашеской и мирской жизнью в сангхе было
одной из главных черт миссии Будды во время его проповеднической сорокалетней
деятельности.
Умер Будда в
преклонном возрасте, отравившись пищей. Рассказывают, что он скончался в
состоянии медитации. Произошло это недалеко от города Кушинагара. Умирая, Будда
не назначил преемника.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/