Зиммель Георг
(1858-1918)- немецкий философ-идеалист и социолог. Приват-доцент (с 1885) и
профессор университетов в Берлине (с 1901) и Страсбуре (с 1914). Ранний период,
отмеченный влиянием Г. Спенсера и Ч. Дарвина (биологически-утилитаристское
обоснование этики и теории познания: мораль и истина как род инстинктивной
целесообразности), сменяется в 1900-х гг. воздействием идей И. Канта, в
особенности - его априоризма. В дальнейшем Зиммель становится одним из наиболее
значительных представителей "философии жизни", разрабатывая
преимущественно проблемы философии культуры.
"Жизнь"
понимается Зиммелем как процесс творческого становления, неисчерпаемый
рациональными средствами и постигаемый только во внутреннем переживании,
интуитивно. Это переживание жизни объективируется в многообразных формах
культуры. Свойственное Зиммелю внимание к индивидуальным формам реализации
жизни, неповторимым историческим образам культуры отразилось в его монографиях о
И. В. Гёте, Рембрандте, И. Канте, А. Шопенгауэре, Ф. Ницше и др. и обусловило
несистематичность его многочисленных эссе по философии и истории культуры.
Характерный для "философии жизни" пафос жизни как иррациональной
судьбы пронизывает и философию Зиммеля, выразившись, в частности, в последние
годы его жизни в учении о "трагедии творчества". Последняя
обусловлена, по Зиммелю, извечным противоречием между творческой пульсацией
жизни и застывшими объективированными формами культуры.
В работах по
социологии 1890-1900-х гг. З. выступает основоположником т. н. формальной
социологии. Круг его социологических интересов весьма широк: власть и насилие;
социальная дифференциация; отчуждение; взаимоотношения общества и индивида;
социология культуры, города, семьи и пола; социология конфликта; социология
религии. И это далеко не полный перечень. Важнейшие работы: 'Проблемы философии
истории' (1892), 'Философия денег' (1900), 'Социология' (1908), 'Конфликт
современной культуры' (1918). В 1906 г. вышла его работа 'Религия'. На русский
язык переведен ряд работ, в том числе 'Религия. Социально-психологический
этюд'.
Зиммель
рассматривал развитие общества как функциональную дифференциацию,
сопровождаемую одновременной интеграцией различных его элементов. Возникновение
интеллекта и появление денег знаменуют вступление общества в 'исторический'
период. История общества есть нарастающая интеллектуализация социальной жизни,
и вместе с тем - усиление влияния принципов денежного хозяйства. Действие этих
двух важнейших 'форм социации' ведет к всеобщему отчуждению, которое
сопровождается ростом индивидуальной свободы. Фактически Зиммель - один из
основоположников структурно-функционального подхода к изучению общественной
жизни: социальное взаимодействие предполагает единство взаимодействующих
индивидов (его форму). Это и есть для Зиммеля главный объект социологического
исследования - социация, взаимодействие индивидов и его формы. К числу
культурных форм, регулирующих человеческие отношения, относится и религия
(наряду с языком, моралью и правом, политикой и т.д.).Сущностное ядро
современной культуры, полагал Зиммель , образуют интеллект и деньги. Именно они
дифференцируют и одновременно связывают воедино, интегрируют различные элементы
социокультурного космоса - от экономических отношений до способов выражения
эмоциональных состояний.
Культурные
формы неизбежно рано или поздно 'затвердевают', 'кристаллизуются',
'объективируются', переставая служить адекватным выражением жизни, становясь
тормозом на пути саморазвития и самореализации жизни. В этом - неразрешимая
'трагедия культуры', ее отчуждение от непосредственного индивидуального
существования. Это относится и к религии: с тех пор как религиозные импульсы, в
которых выражаются присущие индивиду жизненные порывы, объективировались и
институализирова-лись в строго фиксированных догмах, религия лишилась источника
развития. Отсюда - противостояние рождающихся сегодня не-институализированных
религиозных движений традиционной 'объективированной' религии, которая уже
более неспособна выразить глубинные стремления человеческой натуры. Разложение
традиционных форм религиозной жизни идет в русле гибели существующих культурных
форм. По существу, новые формы религиозности ставят под сомнение основу религии
- веру в потусторонние силы. Разрушая веками складывавшиеся религиозные формы и
с ними нормативные структуры совместного существования, 'жизнь' не дала взамен
новой формы, отсюда - аномия, разрушение традиционных этических норм и т.д.
Зиммель не оценивает традиционную религию саму по себе как предпочтительную по
сравнению с новой религиозностью. Дело не в том, что старая религия была
'полезна' или 'хороша'. Дело в том, что после разрушения традиционной
религиозной идеи современная общественная жизнь не сумела родить новой идеи,
способной стать основой человеческого общежития. Социология религии Зиммеля
сочетает в себе типичный для его времени функциональный подход к религии с
идеей 'трагедии культуры' и гибели всех культурных форм, включая религиозную.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/