Этот писатель, по его собственным словам, ворвался в МИР
литературы, словно метеор, и исчез, как отзвучавший раскат грома. Свое первое
произведение он опубликовал лишь в возрасте тридцати лет. Дважды пытался он
покончить с собой с помощью револьвера и ножа для бумаг. А в сорок один сошел с
ума и через два года скончался в смирительной рубашке в психиатрической
лечебнице.
Но помимо своего писательского таланта и необычной судьбы
Мопассан запомнился современникам и потомкам еще и тем, что жесткие
интеллектуальные принципы, привитые его наставником и духовным отцом Гюставом
Флобером, парадоксальным образом уживались в нем с необычайно сильной,
всепоглощающей сексуальной тягой к женщинам. Мать писателя, Лаура де Мопассан,
пристрастная, как все матери, утверждала, что в детстве Ги был необычайно
чистым и целомудренным ребенком. По ее словам, первая сексуальная связь у ее
сына случилась в шестнадцать лет с прелестной сверстницей.
Публичный дом как дом родной
Практически все биографы Мопассана сходятся на том, что
писатель отличался поистине гиперсексуальностью. Кое-кто называет его даже
сексуальным маньяком. Мопассан в самом деле отличался потрясающей мужской
силой, а мысли о женщинах носили у него навязчивый характер. В молодости за
многочисленные амурные похождения друзья называли его "юным бычком,
вырвавшимся на свободу". Флобер, который опекал Ги практически с детства
(он был знаком с его матерью), как-то специально пригласил приятелей в бордель,
сообщив, что там будет и его молодой друг, хоть кого способный удивить своей
потенцией. Писатель Эдмон Гонкур вспоминал, как Ги однажды в начале 80-х годов
поразил приехавшего в Париж русского помещика Боборыкина своей сексуальной
выносливостью, в его присутствии доведя до изнеможения двух девиц из
знаменитого театра Фоли Бержер. Женщины наскучивали Мопассану быстро. Ему нужно
было много женщин, и он часто менял партнерш. Устами одного из своих героев он
говорил: "Я чувствую, что не способен любить одну женщину, потому что мне
слишком нравятся все остальные. Я хотел бы иметь тысячу рук, тысячу губ и
тысячу желаний, чтобы получить возможность одновременно обнимать целую толпу
этих очаровательных и непостижимых существ" В одном из рассказов Мопассана
муж после свадьбы по настоятельной просьбе молодой жены, рассказывая ей о своих
добрачных связях, делит их на четыре категории: с проститутками, актрисами,
девушками простого звания и светскими дамами.
Такое же своеобразное восхождение по социальной лестнице
совершил и сам Мопассан. Еще начинающим писателем он занимал маленькую
квартирку в доме №17 по улице Клаудель. Кроме него там жили исключительно
проститутки. Ги это обстоятельство совершенно не смущало. С самими девушками он
был в наилучших отношениях. Именно там он написал свою знаменитую
"Пышку". Правда, в молодости Мопассан достаточно редко мог
пользоваться услугами профессиональных жриц любви - не хватало денег. Зато
позднее, как свидетельствовали его друзья, он частенько посещал дома терпимости,
хотя вполне мог бы обойтись без проституток, настолько велико было количество
его поклонниц, готовых разделить с ним ложе. Тем не менее, он предпочитал
профессионалок, с их предсказуемостью капризным "порядочным"
женщинам, стремившимся рано или поздно заявить свои права на любовника. Нередко
Мопассан после встречи с какой-нибудь из своих любовниц спешил в бордель, чтобы
насладиться безыскусностью и естественностью отношений, по его мнению, царивших
там. Менял любовниц как перчатки. И все-таки с начала восьмидесятых годов, по
мере того как имя Мопассана приобретало все более широкую известность, он все
чаще появлялся в гостиных фешенебельных парижских особняков и роскошных вилл на
Лазурном берегу.
Среди его поклонниц все больше дам высшего света. С
некоторыми его связывали отношения чисто платонические, с другими они были
сдобрены изрядной долей фривольности, кое с кем носили и амурный характер.
Одной из наиболее колоритных любовниц Мопассана была американка Бланш Рузвельт.
Совсем молоденькой эта девушка, дочь сенатора из Висконсина, приехала в Европу
и в Милане вышла замуж за маркиза Д'Алигри, который, впрочем, никогда не
стеснял свободы жены, почти не выезжая из Италии. Бланш была неординарной
женщиной, обладая разнообразными дарованиями. Она была талантливым литератором,
сотрудничала в журнале, издаваемом Оскаром Уайльдом. Обладала неплохим голосом
и некоторое время брала в Париже уроки пения у Полины Виардо, подруги И. С.
Тургенева. Кстати, скорее всего именно Тургенев, который с большой теплотой
относился к Мопассану, и познакомил их. Наконец, Бланш была просто удивительно
красивой женщиной. Ее внешностью восхищались и Виктор Гюго, и известный
английский поэт Браунинг. Бланш часто и подолгу гостила в загородном доме
Мопассана, приводя в восторг своей естественностью и жизнерадостностью его
видавшего виды лакея Франсуа.
Многолетние отношения связывали Мопассана с мадам Эрминой
дю Нуайи, супругой известного архитектора. В одном из своих рассказов о
мужьях-рогоносцах Мопассан повествует о том, как некий депутат, чтобы угодить
своей любовнице, исхлопотал орден Почетного легиона для ее мужа. Забавно, но в
архиве Мопассана найдена копия письма, направленного им одному из министров, с
просьбой наградить этим же орденом супруга мадам дю Нуайи, который, кстати, уже
несколько лет к тому времени работал в Румынии.
Отношения Ги со светской красавицей графиней Эммануэлой
Потоцкой носили достаточно сложный характер. Они не были любовниками, но очень
часто виделись и постоянно переписывались. Их корреспонденция носила достаточно
фривольный характер. Такие же шутливые полуэротические отношения связывали
Мопассана с мадам Штраус, вдовой композитора Жоржа Визе, женщиной
очаровательной и остроумной. В глазах Мопассана особую пикантность его общению
с двумя последними дамами как раз и придавала, так сказать, незавершенность их
отношений. Чего-чего, а партнерш для постели ему хватало.
Любитель наставлять рога.
Судя по всему,
Мопассан находил особое удовольствие в связях с замужними женщинами.
Существование ревнивого мужа добавляло перца в его отношения с дамами.
"Сама по себе женщина не доставляет мне особого наслаждения, - говорил
герой одного из его рассказов, - но возможная ревность ее мужа является
огромным искушением". Так, без сомнения, считал и сам Мопассан. Естественно,
такой человек не мог верить в возможность счастливого брака. Свой единственный
рассказ о совершенном союзе "Счастье" он через четыре года после его
публикации переписал, совершенно изменив концовку. В новой версии женщина
обнаруживает, что, казалось бы, беззаветно любящий ее муж изменяет ей, и
кончает жизнь самоубийством. Такой финал гораздо больше отвечал мироощущению
Мопассана. Выдающийся писатель, как никто другой в девятнадцатом веке сумевший
точно описать анатомию интимных отношений между мужчиной и женщиной, скончался
от сифилиса, которым заболел скорее всего еще в двадцатипятилетнем возрасте.
Эту болезнь в прошлом веке еще не умели лечить. У Мопассана она приняла форму
недуга, который отнял у него разум.