Имя Михаила
Ивановича Глинки, первого классика русской музыки, по справедливости стоит
рядом с именем А. С. Пушкина. Они жили в одно время, они поставили русскую
литературу и русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мирового
искусства.
Его детство
прошло в семье помещика, в селе Новоспасское на Смоленщине. Воспитание и
образование будущий композитор получил сначала домашнее, а потом в Благородном
пансионе в Петербурге — закрытом учебном заведении для дворянских детей. Но
Глинка не стал «чиновником по дипломатической линии», как его готовили. Уже в
юности музыка была основным делом его жизни. Он жадно слушал) запоминал все
музыкальные мелодии, которые ему удавалось услышать: песни крестьян в
Новоспасском, игру музыкантов-любителей и приезжих знаменитостей, песни народов
Кавказа, где он бывал в юности, арии из итальянских опер. Скоро его романсы на
стихи русских поэтов стали известны в Петербурге.
Но Глинка
хорошо понимал, что это только начало, что ему нужны музыкальные впечатления,
знания. И он отправляется в далекое путешествие, в Италию — страну, которая
прославилась своей оперой. Много прекрасной музыки слышал там Глинка, многое
сочинял сам. Его произведения издавали и исполняли в Италии. Теорией музыки он
занимался в Германии.
Вернувшись на
родину, Глинка решил написать настоящую русскую оперу. Это было его заветной
мечтой. Поэт В. А. Жуковский посоветовал ему рассказать о подвиге Ивана
Сусанина, русского крестьянина, который во время войны с поляками в 1613 г.
завел в густой лес вражеский отряд и там погиб, но погубил и врагов. Опера
Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») прославила русскую музыку. Высоко
оценили ее Пушкин и Гоголь.
Вскоре после
написания оперы появился «Вальс-фантазия» для симфонического оркестра —
произведение необычайно поэтическое и красочное. И в наши дни любят романсы
Глинки: «Ночной зефир», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок»,
«Попутная песня». Всего Глинка написал 80 романсов и песен.
Очень высоко
ценил музыкальное творчество М. И. Глинки великий русский композитор П. И.
Чайковский. Услышав его «Камаринскую», он сказал, что в ней, «как дуб в желуде,
заключена вся русская симфоническая школа». Успех первой оперы вдохновил
композитора, и он создает новую оперу по пушкинской сказочной поэме «Руслан и
Людмила». Новая опера изумила всех яркостью и свежестью мелодий. В картинах
жизни Киевской Руси, свадебного пира, сказаниях легендарного певца Бояна
слышалась русская народная музыка. Им были противопоставлены картины и мелодии
далеких сказочных стран. Вот когда пригодились Глинке напевы и песни, слышанные
им в родном Новоспасском, ритмы лезгинки и других плясок кавказских народов.
Годы после
завершения оперы «Руслан и Людмила» Глинка провел в новых путешествиях: был в
Берлине, в Париже, а затем отправился в Испанию. Везде он знакомился со всем
новым и интересным в музыке. Он поставил себе задачу — написать музыку, равно
доступную и интересную и для знатоков, и для простых любителей. Чтобы решить
эту нелегкую задачу, он обратился к народной музыке — и русской, и испанской.
Он создал «Арагонскую хоту» на основе народных испанских песен и «Камаринскую»
— фантазию для оркестра. Простые, известные всем народные мелодии заискрились,
засверкали новыми красками.
Все творчество
Глинки может служить подтверждением его слов: «Создает музыку народ, а мы,
художники, только ее аранжируем» (обрабатываем). Но чтобы так обрабатывать
мелодии, как это делал Глинка, чтобы создавать музыку, которую бы знал и любил
народ, нужно было обладать гениальной способностью к музыкальному творчеству и
говорить самому языком народа. В поэзии это осуществил Пушкин, в музыке —
Глинка.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl