Гюстав Флобер
(1821-1880) Великий французский романист - "Госпожа Бовари. Провинциальные
нравы" (1857), "Саламбо" (1862), "Воспитание чувств"
(1869); сборник "Три повести" (1877); пародийно-сатирический
"Лексикон прописных истин" (опубл. в 1910); драма "Искушение
святого Антония" (1874) - родился в г. Руане в семье врача. Закончив
лицей, Флобер в 1840 г. едет в Париж изучать право, но вскоре тяжело заболевает
и оставляет учебу, а после смерти отца поселяется в имении родителей в Круассе,
близ Руана, где и проводит с тех пор почти всю свою жизнь, бывая в Париже лишь
наездами.
В то же время
Флобер постоянно поддерживает связь с друзьями-писателями - Мопассаном, Золя,
И. С. Тургеневым, придавая большое значение и занятиям литературой, и
литературному общению. Он видел в них способ укрыться от пошлой буржуазной
действительности, которую считал безобразной и презирал.
По собственным
словам писателя, сказанным им в последние годы его жизни, его поддерживали две
вещи: "любовь к Литературе и ненависть к Буржуа".
Отношение
Флобера к окружающей его действительности было горько-скептическим, и потому
его творчество исполнено полемики не только с романтизмом, но и с
предшествующим поколением писателей-реалистов - Стендаля, Бальзака.
Уже первое
зрелое произведение Флобера - роман "Госпожа Бовари" - поразил
читателей художественным совершенством - удивительным гармоническим сочетанием
композиции и стиля романа. В отличие от предшествующих романистов, Флобер не
противопоставляет незаурядного героя пошлому окружению, провинциальной жизни
"цвета плесени", а рисует героиню, чьи представления и идеалы,
почерпнутые из второсортной "романической" литературы, невольно
становятся доказательствами невозможности ее разрыва со средой, со всеобщей
пошлостью. При этом Флобер-повествователь старается не выражать прямо и явно ни
сочувствия, ни негодования, а предоставляет персонажам самим выражать себя
через поступки. Тот же принцип объективного изображения действительности сохраняет
Флобер и в другом романе - "Воспитание чувств", но его главный герой-
Фредерик Моро характеризуется скорее не через свои поступки, а через отсутствие
таковых. Хотя Фредерик и приезжает в Париж подобно энергичным бальзаковским
героям, он лишь безвольно проживает жизнь, не строит никаких планов и заранее
лишен иллюзий, он не делает драмы из того, что с ними рано или поздно
приходится расставаться, как, например, происходит с героями бальзаковских
"Утраченных иллюзий".
Список
литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl