Иероним Босх —
замечательно своеобразный художник. Чисто нидерландские пристальность и
наблюдательность сочетаются у него с необычайно продуктивной фантазией и весьма
мрачным юмором. Один из его любимых сюжетов — «Искушение святого Антония», где
отшельника осаждают дьяволы.
Босх населял
свои картины легионами маленьких ползающих, страховидных тварей, у которых
самым невероятным образом сращены части пресмыкающихся, ракообразных,
чешуйчатых, панцирных, жаберных и невесть каких существ с добавлением еще
растительных и неорганических элементов: обломки кувшинов, щиты, шлемы, иглы.
Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части
тела. Вся эта кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно
отличается от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи.
Апофеоз
босховской демонологии — его «Музыкальный ад», похожий на сад пыток: обнаженные
люди, перемешавшись с лезущими на них со всех сторон чудовищами, корчатся в
мучительной похоти, их распинают на струнах каких-то гигантских музыкальных
инструментов, стискивают и перепиливают в загадочных приборах, суют в ямы,
глотают. Можно подумать, что Босх просто обладал болезненным воображением и
был, так сказать, декадентом XV века. Однако это не совсем справедливо.
Странные фантасмагории Босха рождены философическими потугами разума.
Он стоял на
пороге XVI века, а это была эпоха, заставляющая мучительно размышлять. Босха,
по-видимому, одолевали раздумья о живучести и вездесущности мирового зла,
которое, как пиявка, присасывается ко всему живому, о вечном круговороте жизни
и смерти, о непонятной расточительности природы, которая повсюду сеет личинки и
зародыши жизни — и на земле, и под землей, и в гнилом стоячем болоте. Босх
наблюдал природу, может быть, острее и зорче других, но не находил в ней ни
гармонии, ни совершенства. Почему и зачем мир кишит столькими странными
созданиями? Почему человек, венец природы, так же, как они, обречен смерти и
тлену, почему он слаб и жалок, почему он мучает других, мучает себя и
непрерывно подвергается мучениям?
Уже одно то,
что Босх задается такими вопросами, говорит о разбуженной пытливости — явлении,
сопутствующем гуманизму. Гуманизм ведь не означает только славословия всему
человеческому. Он означает и стремление проникнуть в суть вещей, разгадать
загадки мироздания. У Босха это стремление окрашивалось в мрачные тона, но само
по себе оно все же было симптомом той самой умственной жажды, которая побуждала
Леонардо да Винчи исследовать всё и вся — прекрасное и безобразное. Могучий,
светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство. В
сознании Босха мир отражался раздробленно, разбитым на тысячи осколков, которые
вступают в непостижимые и прихотливые соединения. Но когда Босх пишет «Рай», он
старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия. Он
дает доступ в райские сады своим уродливым тварям, которые и здесь ползут,
лезут на берег из яйцевидного темного пруда, очевидно, символизирующего вечно
рождающее лоно праматери-природы. Но в раю они выглядят безобидными, больше
забавными, чем страшными, и резвятся на лугах, озаренных розовым светом, рядом
с красивыми белыми птицами и животными. А в другой части райской панорамы густые
стаи темных птиц вихрем вырываются из пещеры в скале, напоминающей жерло
огромной печи, неустанно выпекающей все новые жизни, взмывают вверх, потом
возвращаются, снова погружаясь в темноту и опять вылетая на свет. Странная,
фантастическая, как сновидение, картина «круговращения вещества».
Беспокойный дух
взыскующей мысли проникал в искусство. Почему он мог принять такое мрачное и
гротескное направление, как у Босха? — чтобы это понять, надо вспомнить, что,
во-первых, культура Нидерландов была плотью от плоти средних веков, а
во-вторых, для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые,
грозные времена. Маленькая, но богатая страна, ранее входившая в состав
самостоятельного герцогства Бургундского, теперь перешла во владение хищных
Габсбургов. Чем больше процветал Антверпен — международный порт, «цветок моря»,
тем бесцеремоннее грабили его испанские монархи, черпая здесь львиную долю
своих мировых доходов.
В Нидерландах
распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция; позже, при Филиппе II,
был установлен террористический режим герцога Альбы. Повсюду воздвигались
виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы.
Отчаявшиеся люди хватались за призраки — появлялись мистические учения,
изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и
казнила еще больше. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало
возмущение, вылившееся затем в революцию. Это была эпоха, памятно описанная де
Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Босх был
гораздо «ближе к жизни», чем это может показаться. Этого нельзя сказать о
романизирующих течениях, то есть находившихся под влиянием итальянского
чинквеченто,— они стали распространяться в Нидерландах в XVI веке. Их
несамобытность очень заметна. Иной раз буквально заимствовали композиции
Леонардо или переносили в живопись его рисунки. Изображение «классической
наготы», прекрасное у итальянцев, нидерландцам решительно не давалось и
выглядело даже несколько комически, как «Нептун и Амфитрита» Яна Госсарта, с их
пышными раздутыми телесами. Был у нидерландцев и свой провинциальный
«маньеризм».
Самое же
интересное, что они сделали в XVI веке,— это разработка жанров станковой
картины, бытового и пейзажного. Развитию их способствовало то, что в
Нидерландах, как и в Германии, самые широкие круги, ненавидя папскую курию и
католическое духовенство, все больше отвращались от католицизма и требовали
церковных реформ. А реформы Лютера и Кальвина включали элемент иконоборчества;
интерьеры протестантских церквей должны были быть совершенно простыми, голыми —
ничего похожего на богатое и эффектное убранство католических храмов. Значит,
монументальные росписи, статуи, живопись алтарей уже не находили прежнего
применения, да и вообще религиозное искусство сильно сокращалось в объеме, раз
оно переставало быть культовым.
Близилось
царство станковой светской живописи — не удивительно, что раньше всего в
странах, провозгласивших Реформацию стали появляться уже чисто жанровые картины
с изображениями торговцев в лавках, менял в конторах, крестьян на рынке, женщин
в будуарах, игроков в карты и кости. Композиции преимущественно «полуфигурные»,
что ясно указывает на их прямую связь с жанром портрета. Бытовой жанр вырос,
«отпочковался» из портретного, а пейзажный — из тех ландшафтных фонов, которые
нидерландцы всегда писали с такой любовью. Эти фоны разрастались, подчиняли
себе фигуры, превращавшиеся иногда в стаффаж, отсюда оставался только шаг до
чистого пейзажа.
Антверпенский
мастер Патинир считается основоположником пейзажного жанра в Европе. Как видим,
все это были важные сдвиги в художественной культуре. Но начинали их мастера,
сами по себе не очень значительные, и в целом картина художественной жизни
Нидерландов в XVI веке была менее яркой, хотя и более разнообразной, чем в XV
веке. Однако все искупает и все в себе концентрирует колоссальный талант Питера
Брейгеля, прозванного Мужицким.
Он в высшей
степени обладал тем, что называют национальным своеобразием: все замечательные
особенности его искусства взращены на почве самобытных нидерландских традиций,
причем больше всего он обязан Босху.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.starat.narod.ru/