Угодник Божий
преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался
иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю -
19 декабря ст. ст. / 1 января нв. ст.
Достоверных
сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало.
Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал
параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской
дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в
Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он
действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше
человека среднего роста.
Он является
главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм
XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим
витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко
свидетельствуют о яркой воинской биографии - кроме глубокой округлой раны на
левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди.
Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была
пригвождена к сердцу. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо,
вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и
постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует
отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч
железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за
небесные. Прп. Илия - не первый и не последний воин, поступивший так. Из наших
соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преп.
Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю,
проходивших послушание под началом преп. Сергия Радонежского и геройски
погибших на Куликовом поле.
Отсутствие в
Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о том, что в
иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает
основание предположить, что постриг Илии Муромца приходился на время игуменства
преп. Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), и под началом этого же великого
подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова. Известно,
что преп. Поликарп пользовался большим уважением со стороны великого князя
Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел обыкновение каждое
воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями
Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Вполне возможно, что одним из
участников этих бесед был и бывший славный ратник преп. Илия.
В XIX веке
некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп.
Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для
наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века
(Леонтий) в своих записках говорит: "Видехом храброго воина Илию Муромца,
в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него
левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным
знамением".
В советское
время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преп. Илии
Муромца с целью превращения его в "воплощение народного идеала
героя-воина". Так, например, характерной чистке подвергся известный эпизод
былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят "калики перехожие",
которые в итоге и исцеляют Илью. Кто они - во всех советских изданиях опущено.
В дореволюционном же издании былины "калики" - это Христос с двумя
апостолами.
В 1988 г.
Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи
Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная
методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований
поразительны. Определен возраст - 40-55 лет, выявлены такие дефекты
позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности
паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной
смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была
установлена очень приблизительно - XI-XII вв. Интересен тот факт, что преп.
Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как
принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два
последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом
(XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного
сложения.
Илья Муромец
был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников
Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим
покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье
был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.
В наше время
былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание, в том числе
и среди нецерковных людей. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого
воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою
жизнь и все свои подвиги во славу Божию. Хотелось бы научиться от преп. Илии
удивительной трезвости и рассудительности, благодаря которой мы смогли бы, как
и он, будучи велики и способны в земных делах, не забывать и о Царствии
Небесном.