Один из самых
гениальных музыкантов всех времён и народов, вёл очень скромный образ жизни. Он
не покинул родной земли, подобно Генделю, чтобы вырваться из немецкой косности,
княжеского произвола и национального унижения. Он ни на один день не
расставался с Германией, и это постоянное, непрерывное немецкое окружение не
могло не наложить глубокого отпечатка на его творчество. Любовь к размышлениям
на философско-этические темы уже тогда стала одной из примечательных черт
немецкого национального характера. В музыке, то время: рубеж 17 - 18 столетий,
знаменует момент высшего взлета барокко, а имя композитора, о котором идёт
речь, и чье творчество до сих пор считается вершиной музыкального искусства –
Иоганн Себастьян Бах.
Нельзя конечно
говорить, что в Германии того периода было всё так безнадёжно. На фоне упадка
немецкой литературы, деградации науки, окостенелой догматики теологии,
виднелись проблески света Якова Бёме, Кеплера, Лейбница. На музыкальной стезе
Бах продолжил линию, ведущую из глубин исстрадавшейся растерзанной Германии
XVI-XVII столетий, от протестантского хорала, его строгих истовых певцов –
Вальтера, Озинандера, Преториуса – к корифеям XVII века: Генриху Шютцу, Пахельбелю,
Бухстехуде.
Иоганн
Себастьян Бах родился в 1685 году в Эйзенахе (Тюрингия) в скромной семье
городского музыканта. Его странствия до 1723 года, когда он обосновался в
Лейпциге, ограничивались (не считая кратковременных паломничеств в Гамбург и
Любек) провинциальными немецкими городками, и жизнь его протекала внешне
довольно однообразно, тихо, в стороне от больших социальных движений
современности и исторических событий. Главными событиями его жизни были его
собственные произведения.
Иоганн Себастьян
Бах происходил из рода, целые поколения которого веками прилежно и пожизненно
трудились на музыкальном поприще. Таковы были и отец его и брат – первые
музыкальные наставники в детстве. Оставшись сиротою ещё ребёнком, Бах
пятнадцати лет от роду уже зарабатывал себе на пропитание в Люнебурге. Это
способствовало формированию таких черт его характера, как скромность, огромное
прилежание и дисциплина труда, которая не только не тяготила его, но видимо,
составляла неотъемлемую часть его артистической натуры.
Ещё мальчиком в
Эйзенахе Бах пел в хоре. В Ордруфе (1695 - 1700) он необычайно рано и далеко
продвинулся в игре на скрипке, клавесине и на органе в особенности. В
люнебургский период (1700 – 1703) он слушал игру знаменитых органистов Бёма и
Рейнкена (в Гамбурге), получил общее образование в лицее, а в обширной нотной
библиотеке Люнебурга тщательно изучал творения старинных и некоторых
современных ему немецких, австрийских, итальянских, французских мастеров. В
результате первые шаги на композиторском поприще в Арнштадте (1704 - 1705) Бах
совершил ещё девятнадцатилетним, но уже разносторонне образованным и
практически подготовленным артистом. Здесь надо учесть, что весь этот прогресс
у молодого Баха совершался в нужде, раннем одиночестве, в захолустье, наконец через
конфликт между молодым художником и его бюргерско-религиозной средой…
Подробно о
жизни и творчестве этого самого выдающегося композитора можно узнать в
монографии А. Швейцера «Иоганн Себастьян Бах», недавно переизданной. (!!!)
Для гитаристов
Баха «открыл» Андрес Сеговия, введя его произведения в свой концертный
репертуар. Чего только стоит одна Чакона из 2-й h-moll_ной партиты для скрипки
соло.
Монументальность
пассионов, созданных этим выдающимся композитором, просто поражает. А по
сравнению с огромным размахом органного и клавирного творчества, другие
инструментальные жанры Баха могут показаться скудными. И всё же их
художественное значение огромно: прошли столетия, а они более чем когда-либо
раньше в центре концертного репертуара; некоторые из них, например
виолончельные сюиты, лишь в наше время нашли исполнителей (Пабло Казальс и
другие). Для гитаристов, конечно, в первую очередь представляют интерес
сочинения Баха для лютни, а так же для скрипки и виолончели-соло в переложении
для гитары. По возможности постараюсь помочь в этом вопросе.
Список
литературы
Розеншильд К.
История зарубежной музыки. Музыка. М.,1978.
КОНЦЕРТНЫЕ
ПЬЕСЫ для шестиструнной гитары. Вып.20 /составитель не указан/. Советский
композитор. М.,1982.
Нотная серия
«Из репертуара Андреса Сеговии» /сост. Е. Ларичев/. Музыка. М.,1982.
ПЬЕСЫ для
шестиструнной гитары. Выпуск 3 /составл. и ред. Я. Ковалевской и Е. Рябоконь/.
Советский композитор. Л.,1977.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/