Кабалевский
Дмитрий Борисович, русский композитор и общественный деятель. Родился в
Петербурге 17 (30) декабря 1904. Окончил Московскую консерваторию по классу
композиции Н.Я.Мясковского в 1929. С 1932 и до конца жизни преподавал там же,
главным образом композицию. В 1940–1946 был главным редактором журнала
«Советская музыка», в 1949–1952 руководил сектором музыки Института истории
искусств в Москве. С начала 1950-х годов входил в руководящие органы Союза
советских композиторов (после 1957 – Союз композиторов СССР), в частности, с
1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и
юношества, был действительным членом Академии педагогических наук СССР (с
1971).
Композитор
создал множество произведений в самых разных жанрах. В его наследии пять опер,
из которых две – Кола Брюньон по Р.Роллану (1938, 2-я ред. 1968) и Семья Тараса
(на сюжет из эпохи Второй мировой войны, 1950) достаточно широко ставились при
жизни автора. Также балет, оперетта, четыре симфонии, оркестровые поэмы и
сюиты, ряд кантат (из которых самая заметная – Реквием на слова
Р.И.Рождественского, 1964), инструментальных концертов, камерных
инструментальных ансамблей, очень много фортепианной музыки и романсов; он
автор музыки к большому числу театральных постановок и кинофильмов.
Наибольшей
популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада
инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни То
березка, то рябина), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются
часто исполнявшиеся в свое время Десять сонетов Шекспира (1955). Хорошо владея
пером, Кабалевский много выступал в периодической печати, написал несколько
книг о музыкально-эстетическом воспитании.
В свое время
имя Кабалевского называлось обычно в первой пятерке советских композиторов,
после Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, что вряд ли соответствовало реальной
ситуации.
Кабалевский был
культурным человеком и образованным музыкантом; обладал несомненным, хотя и не
слишком глубоким, мелодическим дарованием (отсюда – удачи в музыке для детей и
в музыке для театра и кино); владел классическими формами. Роль же Кабалевского
в истории советской музыки противоречива. В частности, до сих пор непонятно,
почему его имя, фигурировавшее в списке обвиняемых в «формализме» в 1948
(разумеется, без всяких оснований к тому, как и у других жертв «ждановщины»),
не появилось в опубликованном тексте печально знаменитого постановления Об
опере «Великая дружба» (по одной из версий, Кабалевский успел «покаяться», и
его имя была заменено именем другого музыканта). Во всяком случае, после 1948
Кабалевский, бывший в молодости некоторое время членом Ассоциации современной
музыки, занимал исключительно ретроградные позиции, особенно в своей
публицистике. Реформу школьного музыкального образования, осуществленную по его
инициативе, также нельзя признать удачной. С окончанием советского периода
музыка Кабалевского, ранее усердно насаждаемая, практически перестала звучать.