Конфуций
(Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель
конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге 'Лунь юй' ('Беседы и
суждения').
Жизнь
Отец его,
который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать -
когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим
складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность
помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50
лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в
Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он
посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию
своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов
Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Конфуций
считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг 'Ши
цзин' и 'Шу цзин', ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников,
составивших собрание его суждений и диалогов - 'Лунь юй' (один из основных
источников по этико-религиозному учению конфуцианства).
Учение
Подчеркивая
свою приверженность традиции, Конфуций говорил: 'Я передаю, но не создаю; я
верю в древность и люблю ее' (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций
считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из
любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном
и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: 'О
как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне
Чжоу-гуна' (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством
хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели
Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась
бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке.
Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных
отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип
'человечности'), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и,
принцип 'справедливости'). Особенно подчеркивалась важность исполнения
сыновнего долга (сяо - 'сыновняя почтительность'). Мудрый правитель должен
управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед
'ритуалом' (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к
последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными
отношениям в хорошей семье: 'Правитель должен быть правителем, подданный -
подданным, отец - отцом, сын - сыном' (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял
традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности
родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и
умершие. Долгом всякого 'благородного мужа' (цзюньцзы) Конфуций считал
бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.
Культ
Конфуция. Конфуцианство
Конфуций не был
основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то
ответил: 'Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить
духам?' (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты
храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя
человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения,
благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только
ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как
'наука' вообще, а конфуцианцы - 'жу', т. е. просто как 'ученые',
'образованные').
Уже первый
император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине
в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В
267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине
Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 предписывалось
сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция.
В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне.
Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул,
при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с
сайта http://istina.rin.ru/