Колумбийский
прозаик и журналист Габриэль Хосе Гарсия Маркес, старший из шестнадцати детей,
родился в Колумбии в городке Аракатака – банановом порту на берегу Карибского
моря. Когда Г.М. был еще ребенком, его отец, низкооплачиваемый телеграфист,
переехал с женой в другой город, оставив Габриэля на воспитание родителям жены.
Особенно близок Г.М. был со своей бабушкой, поведавшей ему немало легенд и
мифов, которые легли в основу многих произведений будущего писателя. Дед Г.М.,
полковник в отставке, рассказывал внуку «нескончаемые истории о гражданской
войне, своей молодости». «Он брал меня в цирк и в кино и был своего рода
пуповиной, связывавшей меня с историей и реальностью», – вспоминает писатель.
После смерти
деда (1936) Г.М. недолгое время учился в Барранкилье, пока не приобрел
достаточно знаний, чтобы посещать школу в г.Зипакира недалеко от Боготы, где он
получил степень bachillerato, что приблизительно соответствует диплому
выпускника колледжа в Соединенных Штатах. В Колумбийский университет на
юридический факультет Г.М. поступил в 1947г. – в том же году в боготской газете
«Наблюдатель» («Espectador») была опубликована его первая повесть «Третий
отказ» («La tercera resignacion»). В течение последующих шести лет в этой же
газете увидели свет около дюжины рассказов Г.М. Переехав в 1948г. в Картахену,
писатель продолжил свое юридическое образование и два года спустя стал
репортером в «Геральде» («Heraldo»), где вел постоянную рубрику «Жираф». В
1954г.
Г.М. вновь
возвращается в Боготу и становится репортером «Наблюдателя».
Как серьезный
прозаик Г.М. впервые проявляет себя в 1955г., написав повесть «Палая листва»
(«La hojarasca»). В это же время Г.М. печатает в «Наблюдателе» 14 статей из
морской жизни, где вскрывает факты перевозки контрабанды колумбийскими военными
кораблями. Эти статьи вызвали такой скандал, что газета была закрыта, а Г.М.,
посланный в Европу корреспондентом «Наблюдателя», остался без средств к
существованию.
В 1958г. Г.М.
женится на Мерседес Барча; у них два сына – Родриго и Гонсалес.
Проработав в
Европе внештатным журналистом два года, Г.М. устроился в Пренса Латина –
кубинское правительственное агентство новостей, а в 1961г. перебрался в Мехико,
где зарабатывал на жизнь сценариями и журнальными статьями и в свободное время
писал книги. За повестью «Полковнику никто не пишет» («El coronel no tiene
quien le escriba», 1961) через год последовал сборник рассказов «Похороны
Мама-Гранде» («Los funerales de la Mama Grande»).
Однако
коммерческий успех Г.М. принес появившийся в 1967г. роман «Сто лет одиночества»
(«Cien anos de soledad»). Первое издание романа, о котором Пабло Неруда с
восторгом писал, что это, «быть может, величайшее откровение на испанском языке
со времен "Дон Кихота"», разошлось за неделю и вызвало, по словам
ведущего перуанского писателя Варгаса Льосы, «литературное землетрясение». В
этом романе вымышленная деревня Макондо (списанная с городка Аракатака, где
Г.М. провел свое детство) символизирует собой Латинскую Америку, а ее
основатель Буэндиа со своими потомками – историю мира. «Сто лет одиночества» –
это настоящие литературные джунгли, – писал американский критик Уильям
Макферсон. – Это фантастическое создание магии, метафоры и мифа».
В центре
следующего романа писателя «Осень патриарха» («El otono del patriarca», 1975) –
гиперболизированный образ вымышленного американского диктатора, который
рассматривается с различных углов зрения. Роман «Хроника объявленной смерти»
(«Cronica de una muerte anunciada») появился в 1981г.; новаторский по форме, он
повествует об убийстве, по-разному воспринятом различными и ненадежными
очевидцами.
Через год после
выхода в свет «Хроники...» Г.М. получил Нобелевскую премию по литературе «за
романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь
и конфликты целого континента». «На протяжении уже многих лет
латиноамериканская литература демонстрирует такую мощь, какую редко встретишь в
других литературных регионах», – отметил при награждении представитель Шведской
академии Ларс Йюлленстен. – В произведениях Г.М. народная культура... испанское
барокко... влияние европейского сюрреализма и других модернистских течений представляют
утонченную и жизнеутверждающую смесь». Йюлленстен отметил также, что «Г.М. не
скрывает своих политических симпатий, он стоит на стороне слабых и
обездоленных, против угнетения и экономической эксплуатации».
Остановившись в
своей Нобелевской лекции на условиях жизни в Центральной и Южной Америке, Г.М.
коснулся темы эксплуатации коренного южноамериканского населения. «Смею думать,
– заметил он, – что южноамериканская действительность, а не только ее
литературное выражение, заслужила внимание Шведской академии». В заключение он
согласился с тем, что писатель несет ответственность за «создание утопии, где
никто не сможет решать за других, как им умирать, где любовь будет подлинной, а
счастье – возможным и где народы, обреченные на сто лет одиночества, обретут в
конце концов право на жизнь».
Продолжая жить
в Мехико, Г.М. часть времени проводит и в Картахене, на родине. Говорят, что он
личный друг Фиделя Кастро – и это несмотря на то, что политика Кубы, где
писатель часто бывает, далеко не во всем ему нравится.
Детские
впечатления, связанные с жизнью на берегу Карибского моря, оставили
неизгладимый след в литературном творчестве Г.М. «Кажется, что сильнее всего
повлияла на воображение Г.М. его бабушка, – писал английский романист Салман
Рушди в «Лондонском книжном обозрении» («London Review of Books»). – И все же
можно найти начало его литературных предшественников. Он сам признает влияние
Фолкнера, и действительно, сказочный мир Макондо – это во многом графство
Йокнапатофа, перенесенное в колумбийские джунгли». Другие критики писали о
влиянии на Г.М. таких разных писателей, как Джон Дос Пассос, Вирджиния Вулф,
Альбер Камю и Эрнест Хемингуэй.
Впрочем,
некоторые критики высказывают сомнения, можно ли Г.М. называть великим
писателем, а его главную книгу «Сто лет одиночества» – бессмертным шедевром.
Американский критик Джозеф Эпстайн в «Комментэри» («Commentary») превозносит
композиционное мастерство романиста, однако находит, что «его безудержная
виртуозность приедается». «Вне политики, – отметил Эпстайн, – рассказы и романы
Г.М. не имеют нравственного стержня; они не существуют в нравственной
вселенной».
Рецензируя
роман «Хроника объявленной смерти», Билл Бафорд писал, что автор «Хроники...» –
это «безусловно, один из самых блестящих и самых «магических» политических
романистов современности». «Его книги озарены искрометной иронией и верой в то,
что человеческие ценности нетленны, – отмечал Джордж Р.Макмарри в монографии
«Габриэль Гарсия Маркес» (1977). – В своем творчестве Г.М. проник в суть не
только латиноамериканца, но и любого другого человека».
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.starat.narod.ru/