Родился в
Париже в семье врача. Литературный талант проявил еще в годы учебы в лицее; в
салоне мадам Арман Пруст познакомился с Анатолем Франсом, благодаря которому в
1896 году сумел опубликовать свою первую книгу - сборник рассказов и
стихотворений "Удовольствия и сожаления". В течение нескольких
следующих лет переводил на французский статьи и другие работы Джона Рескина. В
феврале 1907 года Пруст опубликовал в газете "Фигаро" статью, где
попытался проанализировать два понятия, которым суждено было стать ключевыми в
его позднем творчестве, а именно - память и чувство вины. Летом 1909 года он написал
эссе "Против Сент-Бева"; впоследствии из этого эссе вырос многотомный
роман, который Пруст писал до конца жизни. В 1913 году роман получил название
"В поисках утраченного времени". Первая часть этого мега-романа,
"Путь Свана", увидел свет в 1913 году. Второй роман, "В цветущем
саду", получил в 1919 году премию братьев Гонкуров. До своей смерти от
пневмонии в 1922 году Пруст успел опубликовать пять частей цикла; остальные
были опубликованы посмертно его братом Робером при участии Жака Ривьера и Жана
Польяна, директоров литературного обозрения "Nouvelle Revue
Francaise".
Из книги Пола
Рассела "100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок":
Марсель Пруст
родился в 1871 году во Франции. Его отец был респектабельным врачом, а мать
происходила из зажиточной еврейской семьи. С девятилетнего возраста Пруст
жестоко страдал от астмы.
Счастливые дни,
проведенные им в детстве в Иё и в Отое - эти города стали прототипами
мифического
Комбрэ из его
нетленного шедевра, - закончились, и в дальнейшем он проводил каникулы с
бабушкой на морских курортах в Нормандии.
После учебы в
лицее "Кондорсе" в Париже он два года служил в армии, затем учился в
университете в Школе политических наук в Орлеане. Там он получил ученую степень
по юриспруденции, а позже и по литературе. После окончания университета он стал
частым гостем в парижских салонах, совершив восхождение по социальной лестнице
от буржуазных салонов до аристократической гостиной сиятельного графа Робера де
Монтескье-Фезенака.
В январе 1909
года, когда он пил чай с черствым бисквитом, в его сознании вдруг мелькнула
идея этого знаменитого опыта памяти, символизируемая madeleine cake -
аллегорическим образом, легшим в основу романа "В поисках утраченного
времени". Он показал рукопись нескольким редакторам, включая Андре Жида
[30], и все они отвергли ее, поэтому ему самому пришлось финансировать издание
первого тома. Он планировал выпустить два следующих тома, но началась первая
мировая война и к тому же погиб его личный секретарь и водитель, любовник
Альфред Агностелли - он разбился на аэроплане, который подарил ему Пруст. В
1914 году Андре Жид пересмотрел свое решение и предложил Прусту опубликовать
его работу. Книга была удостоена престижной Гонкуровской премии, Пруст
неожиданно для себя стал знаменитым. В течение следующих трех лет он
опубликовал еще три части романа: "По направлению к Германтам" и
части 1 и 2 "Содома и Гоморры".
В это же время
Пруст активно участвовал в еще одном небезызвестном проекте - он финансировал
гомосексуальный публичный дом, в котором была размещена доставшаяся ему по
наследству от родителей мебель, а управляющим стал его юный друг Альбер ле
Кузье. Пруст был частым гостем этого заведения, которое стало моделью
S/М-борделя Жупьена в романе "В поисках утраченного времени". Биограф
Пруста Джордж Пэйнтер с гомофобной снисходительностью так пишет об этом:
"В этой содомской преисподней Пруст предавался своему пороку, который
начался с любви к людям своего круга (Рейналдо [Ханн] и Люсьен [Дадо]), затем
продолжился платоническим влечением к людям, стоявшим на социальной лестнице
выше его (Фенелон, Антуан Бибеско и другие), потом Пруст стал испытывать
физическое влечение к людям, стоявшим на социальной лестнице ниже (Ульрих и
Агостинелли) и, наконец, это выродилось в полное разочарование во всем и в
совокупление в чистом виде с мужчинами-проститутками". Пэйнтер считает,
что бичевание закованного в цепи барона де Шарлюса в выдуманном Прустом борделе
Жюпьена - "это всего лишь простое описание пережитого самим Прустом
мазохистского опыта" в заведении Альбера ле Кузье.
18 ноября 1922
года Марсель Пруст скончался от воспаления легких в своей обитой корковым дубом
спальне, где он провел последние годы своей жизни, стремясь изолировать себя от
парижского шума и грязи. Последние три тома - "Пленница",
"Исчезновение Альбертины" и "Обретенное время" - вышли уже
после его смерти.
"В поисках
утраченного времени" - это, возможно, величайший роман двадцатого века;
это размышления о природе времени, памяти, смысле человеческого существования.
Вопреки расхожим мнениям, начав читать этот роман, уже невозможно остановиться.
Глубинная суть
романа абсолютно неразрывно связана с темой гомосексуальности, которая на его
страницах одновременно и воспевается и затеняется. Воспевается, поскольку во
Вселенной Пруста большинство персонажей в итоге становятся гомосексуалами. Во
второй части книги доминирует незабвенный барон де
Шарлюс - этот
святой-покровитель гомосексуалистов (образ частично был навеян Прусту его
старинным другом Монтескье). Затеняется в той сюжетной ветви, которая стала
известна как "стратегия Альбертины", посредством которой взятый из
реальной жизни любовник Пруста Альфред в романе преображается в женщину по
имени Альбертина для того, чтобы скрыть от окружающих сексуальную ориентацию
Марселя, от лица которого ведется повествование (хотя по ходу сюжетных
хитросплетений романа Альбертина, к большому несчастью
"гетеросексуального" Марселя, становится лесбиянкой). Исключительно
важными для разгоревшейся в начале нашего века дискуссии о гомосексуальности
являются два фрагмента романа - оба из начала "Содома и Гоморры".
Первый - это гротескное описание отношений "насекомое-опыляемый им
цветок", рисующее влечение барона де Шарлюса к портному Жупьену. Здесь
явно чувствуется сарказм по поводу превалировавшей тогда "научной"
модели гомосексуализма. Второй - более революционный - пространный, страстный
панегирик гомосексуальной "расе", расе, история которой, согласно
Прусту, имеет много общего с историей еврейского народа:
"Раса, над
которой повисло проклятие и которая вынуждена жить во лжи и вероломстве,
поскольку знает, что ее желание - то, что составляет для нее величайшее
наслаждение в жизни, - является наказуемым, позорным, недопустимым...
Влюбленные, которые почти отвергали саму возможность своей любви - любви,
которая была для них единственной надеждой вынести так много опасностей и столь
долгое одиночество... Они постоянно рискуют честью, их свобода временная -
существует лишь до тех пор, пока они не будут разоблачены; их положение в
обществе нестабильно, как у поэта, вначале обласканного в каждой гостиной и
срывающего гром аплодисментов в каждом лондонском театральном представлении, а
затем гонимого отовсюду, не могущего найти приют... это общество масонов, но
имеющее гораздо более развитую структуру, более эффективно действующее и менее "засвеченное",
чем ложи настоящих Свободных Каменщиков, так как опирается это сообщество на
схожесть вкусов, потребностей, привычек; им грозят одни и те же опасности, они
вынуждены постигать одни и те же жизненные премудрости, они говорят на понятном
лишь им языке, и любой член этого сообщества всегда способен сразу же узнать
другого, даже не будучи с ним знакомым... это нечестивая часть человеческого
рода, но она играет в нем важную роль, то не афишируя свое существование, то
выставляя себя напоказ - нагло, дерзко и раскрепощенно, появляясь там, где их
меньше всего ожидали увидеть, имея повсеместно своих сторонников: среди простых
людей, в армии, в церкви, в тюрьме, на монаршем троне..."
Влиятельность
Пруста обусловлена тем, что он стал первым современным писателем, выразившим
гомосексуальность в литературной форме. Его сложный анализ гомосексуальных
персонажей своих романов дал новый толчок дискуссии о предмете в отрыве от его
бывшего в моде медицинского толкования. Будучи геем, пишущим о жизни геев,
Пруст создал и представил на суд читателей гораздо более подробный портрет
гомосексуальности, чем это мог бы сделать любой психотерапевт или ранние
апологеты движения гомосексуалов за свои права. Более того, его обсуждение
гомосексуальности привлекло к этому предмету широкую аудиторию и стало
гарантией того, что отныне были сняты все табу с темы, которая до этого была
покрыта молчанием. Наряду с творчеством Андре Жида работа Пруста утвердила
статус гомосексуальной темы в мире современной литературы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.starat.narod.ru/