Жюльен Офре де
Ламетри родился 25 декабря 1709 года в Бретани, в небольшом портовом городе
Сен-Мало. Он учился в колледжах Кутанса, Кана, затем в колледже дю Плесси
(Париж), наконец, в школе, пользовавшейся репутацией лучшего учебного заведения
страны, - в парижском колледже д'Аркур. Завершив в восемнадцатилетнем возрасте
среднее образование, он решил стать врачом.
В Париже
Ламетри получил медицинское образование, считавшееся лучшим во Франции, но сам
он был невысокого мнения о полученных им знаниях. Он полагал, что полноценным
врачом можно стать, лишь познакомившись с новейшими зарубежными медицинскими
достижениями.
Центром
европейской медицины был тогда Лейденский университет, где работал выдающийся
естествоиспытатель и ученый-медик Герман Бургаве, утверждавший, что жизненные
процессы можно свести к формулам и выразить химическими терминами. Бургаве был
спинозистом и атеистом. В 1733 году Ламери отправился в университет.
Возвратившись в
Сен-Мало после двухлетнего пребывания в Лейдене, Ламетри приступает к
практической работе врача и занимается научными исследованиями. За восемь лет
работы в Сен-Мало он публикует несколько своих научных работ. Особенно
интересен в научном отношении его обширный труд "Соображения относительно
практической медицины" (1743): он содержит подробное описание 111 историй
болезни главным образом его собственных пациентов.
Переехав в 1742
году в Париж, провинциальный врач Ламетри сразу получил почетную и
высокооплачиваемую должность полкового врача королевской гвардии. Важнейшим
событием описываемого периода в жизни философа является создание и выход в свет
в 1745 году его первого философского труда - "Естественной истории
души", книги, явно провозглашающей материализм. Ламетри издает ее в
качестве перевода на французский язык сочинения, написанного вымышленным лицом
- англичанином Д. Черпом. Но эта предосторожность не помогла: имя автора
становится известно.
На заседании
парижского парламента обвинитель Жильбер де Вуазен заявил, что в книге
содержится умысел внушить читателям еретические представления о душе,
"сводя природу и свойства духа человеческого к материи и подрывая основы
всякой религии и всякой добродетели", и требует публичного сожжения богопротивного
произведения рукой палача.
9 июля 1746
года парламент вынес приговор, который был приведен в исполнение 13 июля на
Гревской площади. Ламетри изгнали из гвардии.
После того как
палач публично предал огню книгу, ее автор с прежней энергией продолжал
обличать врачей-дельцов. В 1746-1747 годах выходят сатира "Политика врача
Макиавелли, или Путь к успеху, открытый перед врачами" и комедия
"Отомщенный факультет". Ламетри издает книгу
"Человек-машина", которая, хотя и помечена 1748 годом, фактически
поступила в продажу в августе 1747 года.
В знаменитом
труде Ламетри человек действительно трактуется как машина, хотя и достаточно
сложная. "Человек настолько сложная машина, - пишет Ламетри, - что
совершенно невозможно составить себе о ней ясную идею, а следовательно, дать
точное определение".
Но машина тем и
отличается от человека, что ее не надо образовывать. И если бы человек был
машиной, то образование не могло бы поменять его натуры, и он оставался бы
"образованной машиной".
Хотя Ламетри
сравнивает человеческое тело с часами, он полагает, что человеческий организм
продолжает действовать и после поломки, то есть в результате заболевания. Таким
образом, "человек-машина" для Ламетри - это
"человек-животное", являющееся единым материальным существом, существом
органического мира.
Ламетри первым
из философов высказал мысль о возможности происхождения человека от животных.
Анонимность
издания отнюдь не спасала автора от разоблачения, и Ламетри понимал, конечно,
размеры опасности, какой он себя подвергал. Еще за несколько месяцев до издания
"Человека-машины" он в поисках убежища от грозящих ему преследований
обращается к Мопертюи, который, как и Ламетри, был уроженцем Сен-Мало. Мопертюи
был тогда президентом Прусской академии наук и пользовался большой благосклонностью
Фридриха II, афишировавшего свое покровительство писателям, ученым, философам.
Мопертюи был не только идейно близок Ламетри, он был его другом.
Для Ламетри
покровительство "северного Соломона" - прусского короля явилось
спасением. В момент, когда было ясно, что расправы ему не миновать, он оказался
вне досягаемости фанатиков. 8 февраля 1848 году берлинская газета сообщает о
прибытии "знаменитого доктора де Ламетри". Фридрих сразу же
предоставляет Ламетри должности придворного врача и своего личного чтеца, а
вскоре назначает его членом Академии наук.
Ламетри,
избежавший почти верной гибели благодаря Фридриху, которому, естественно,
чувствовал себя обязанным, попав ко двору, сразу же ощутил унизительность
монарших милостей. В "Работе Пенелопы", вышедшей через год после его
приезда в Берлин, он пишет: "Честь быть приближенным великого короля не
избавляет от грустной мысли, что находишься подле хозяина, каким бы любезным он
ни был... При дворе требуется больше услужливости и льстивости, чем философии,
а я до сих пор прилежно занимался лишь последней... и нечего, конечно, в
тридцатидевятилетнем возрасте начинать учиться низкопоклонству". Несмотря
на то что врачебная практика и обязанности королевского чтеца отнимают у
философа немало времени, из-под его пера выходят новые произведения:
философские работы "Человек-растение", "Анти-Сенека",
"Опыт о свободе высказывания мнений", "Система Эпикура",
"Животные - большее, чем машины", "Человек - большее, чем
машина"; медицинские труды: "Трактат об астме", "Мемуары о
дизентерии"; сатиры - значительно расширенное издание "Работы
Пенелопы" и "Маленький человек с длинным хвостом". Все это было
написано за три года (1748-1751).
В работе
"Анти-Сенека" Ламетри призывает подчиняться нашим ощущениям и
стремиться сделать их приятными. Под ощущениями, которые приятны для нас,
Ламетри имел в виду прежде всего чувства сладострастия. Он считал, что
необходимо больше думать о теле, чем о душе, и доставлять побольше удовольствий
телу. Для счастья, полагал Ламетри, не требуются ум, знания.
По словам
Дидро, "Анти-Сенека" - книга, оправдывающая любые преступления.
Находя одну лишь безнравственность в книге Ламетри, Дидро видит лишь
безнравственность и в его жизни. Великий просветитель изображает Ламетри
невеждой. Аналогичным образом высказывались о нем Гольбах, д'Аламбер и другие
просветители, утверждавшие, что Ламетри дает оружие их врагам.
Вызывающий
характер носят не только книги Ламетри, но и многие его поступки.
Лишь люди, с
которыми Ламетри был откровенен, в том числе Мопертюи и Вольтер
,
знали, насколько несправедливо было общее мнение о нем. "Этот весельчак,
слывущий человеком, который над всем смеется, порой плачет, как ребенок, от
того, что находится здесь.
Он умер в
сорокадвухлетнем возрасте 11 ноября 1751 года. Через три недели одна из
немецких газет опубликовала эпитафию, в которой говорилось: "Здесь
покоится де Ламетри, галльского происхождения; здесь осталось все его машинное
заведение. Горячку он схватил при дворе; она его изъяла из мира, где после себя
он оставил глупостей немало. Ныне, раз распалось его машинное тело, сумеет он
на покое разумный вывод сделать. Разумный же вывод один: человек не состоит из
машин".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/