Леонардо
(Лионардо) да Винчи (1452-1519) - живописец, скульптор, архитектор, инженер,
ученый. Родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, близ Флоренции, незаконный
сын местного нотариуса сера Пьера Винчи и молодой крестьянки Катарины.
Воспитывался в доме отца и вместе с ним переселился в 1469 г. (а может быть,
еще в 1466) во Флоренцию. Впервые его имя встречается там в книге корпорации
флорентинских художников от 1472 г. В 1469-1476 гг. (а может быть, и до 1478)
работал в боттеге Верроккио, в 1480 г. упоминается как имеющий собственную
мастерскую. Первые свидетельства о самостоятельных работах: заказ на алтарный
образ для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории (1478; выполнен не был) и
договор на "Поклонение волхвов" для монастыря Сан Донато а Скопето
(1481; работа осталась незаконченной). В 1482-1499 гг. в Милане, на службе у
герцога Лодовико Моро, в качестве военного инженера, архитектора, скульптора и
живописца. В апреле 1500 г. Леонардо да Винчи возвращается во Флоренцию (через
Мантую и Венецию). В 1502 около года служит у Чезаре Борджа, по поручению
которого объезжает Романью, Умбрию и Тоскану. В 1503-1506 гг. во Флоренции
работает над стенной росписью в зале Большого совета дворца Синьории
("Битва при Ангиари"), в 1506 г. возвращается в Милан на службу к
французскому наместнику Шарлю д'Амбуаз, где живет до 1513 г. (с перерывом для
поездки во Флоренцию в 1507 г.). С конца 1513 г. в Риме, откуда в 1516 г. был приглашен
королем Франциском I во Францию на должность первого живописца, архитектора и
механика короля. Умер в замке Клу 2 мая 1519 г., завещав рукописное наследство
ученику Франческо Мельци, сопровождавшему его во Францию. Леонардо да Винчи был
не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и
гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией,
геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных,
последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его
рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых
конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других
машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к
математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и
другим наукам. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей (написанных на
итальянском языке в большинстве справа налево зеркально) были позднее
разъединены и хранятся теперь в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и
Турина.
Живописные
работы Леонардо да Винчи
Первый
флорентийский период: Ангел на "Крещении" Верроккио (Уффици);
"Поклонение волхвов" (Уффици; незакончена, подготовительные рисунки
пером в Уффици и Лувре); женский портрет (может быть, Джиневры д'Америго Бенчи,
Вена, галерея Лихтенштейн); "Мадонна Бенуа" (Санкт-Петербург,
Эрмитаж); "Св. Иероним" (Ватикан, галерея).
Первый
миланский период: "Мадонна в гроте" для церкви Сан Франческо (Лувр и
Лондон, Национальная галерея); "Мадонна Литта" (Санкт-Петербург,
Эрмитаж); фреска "Тайная вечеря" (Милан, монастырь Санта Мариа делле
Грацие (1495-1497); рисунки - в Милане (Брера), Венеции (Академия), Виндзоре,
Страсбурге, Веймаре. Приписываются: портрет дамы с горностаем (Цецилии Галерани,
Краков, музей); так называемая "Belle FerroniKre" (Лувр); портреты
женщины в профиль и музыканта в миланской Амброзиане. В Мантуе нарисовал
портрет Изабеллы д'Эсте (теперь в Лувре). Второй флорентийский период: портрет
Моны Лизы ("Джоконда", 1503, Лувр); рисунки для "Св. Анны
втроем" и для "Битвы при Ангиари" в Лондоне, Оксфорде, Виндзоре,
Будапеште, Венеции. Второй миланский период: "Св. Анна втроем" и
"Иоанн Креститель" (обе - Лувр). Сохранились в копиях учеников
"Флора, Вакх, две Леды". Приписываются: два "Благовещения"
(Уффици и Лувр), "Мадонна с гвоздикой" в Мюнхенской пинакотеке.
Скульптурные
работы Леонардо да Винчи не сохранились; остались рисунки и статуэтки (лучшая в
Будапеште) конной статуи герцога Сфорца, модель которой была разрушена в Милане
в 1499 г., и другой, также неосуществленной, статуи маршала Тривульцио.
Архитектурные и
градостроительные проекты и рисунки (центрально-купольные постройки, планировка
городов, купола Миланского собора, собора в Павии и др.) сохранились в собрании
рисунков в Виндзоре, в так называемом Атлантическом кодексе, хранящемся в
миланской библиотеке Амброзиана, и в других кодексах Леонардо.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта