Мережковский
Дмитрий Сергеевич - известный поэт, романист, критик и публицист. Родился в
1866 г. Отец его занимал видное место в дворцовом ведомстве. Окончил курс на
историко-филологическом факультете Петербургского университета. Женат на
известной поэтессе-модернистке З.Н. Гиппиус
(XIII, 577).
С 15 лет
помещал стихи в разных изданиях. Первый сборник его стихотворений появился в
1888 г. Очень много Мережковский, вначале своей деятельности, переводил с
греческого и латинского; в "Вестнике Европы" (1890) напечатан ряд его
переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельно вышел прозаический
перевод "Дафниса и Хлои", Лонга (1896). Переводы трагиков изящны, но,
очень рано Мережковский выступает и в качестве критика: в "Северном
Вестнике" конца 1880-х годов, "Русском Обозрении",
"Труде" и других изданиях были напечатаны его этюды о Пушкине
, Достоевском
, Гончарове
, Майкове
, Короленко
, Плинии,
Кальдероне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиков и пр. Часть их вошла
в сборник: "Вечные Спутники" (с 1897 г. 4 изд.). В 1893 г. издана им
книга "О причинах упадка современной русской литературы".
Крупнейшая из
критических работ Мережковского (первоначально напечатана в органе новых
литературно-художественных течений "Мир Искусства") - исследование
"Толстой и Достоевский" (2 т., с 1901 г. 3 изд.). Из других
критико-публицистических работ вышли отдельно: "Гоголь и Черт" (с
1906 г. 2 изд.), "М.Ю. Лермонтов, поэт сверхчеловечества" (1909 и
1911), книжка "Две тайны русской поэзии. Тютчев и Некрасов" (1915) и
брошюра "Завет Белинского" (1915). В "Северном Вестнике"
1895 г. Мережковский дебютировал на поприще исторического романа
"Отверженным", составляющим первую часть трилогии "Христос и
Антихрист". Вторая часть - "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи"
- появилась в 1902 г., третья - "Антихрист. Петр и Алексей" - в 1905
г. В 1913 г. издан отдельно (печатался в "Русской Мысли") 2-томный
роман "Александр I".
В начале 1900-х
годов Мережковский, изжив полосу ницшеанства, становится одним из главарей, так
называемого "богоискательства" и "неохристианства", и
вместе с З. Гиппиус,Розановым
,
Минским
, Философовым
и др.
основывает "религиозно-философские собрания" и орган их - "Новый
Путь". В связи с этим перестроем миросозерцания, получившим яркое
выражение и в исследовании "Толстой и Достоевский", Мережковский
пишет ряд отдельных статей по религиозным вопросам. С середины 1900-х годов
Мережковский написал множество публицистических фельетонов в "Речи" и
др. газетах, а в последние годы состоит постоянным сотрудником "Русского
Слова". Религиозные и публицистические статьи Мережковского собраны в
книгах: "Грядущий Хам" (1906), "В тихом омуте" (1908),
"Не мир, но меч" (1908), "Больная Россия" (1910),
"Было и будет. Дневник" (1915). В Париже Мережковский, совместно с З.
Гиппиус и Д. В. Философовым, напечатал книгу "Le Tsar et la
Revolution" (1907). В сотрудничестве с ними же написана драма из жизни
революционеров: "Маков цвет" (1908). Драма Мережковского "Павел
I" (1908) вызвала судебное преследование, но суд оправдал автора, и книга
была освобождена от ареста.
Первое собрание
сочинений Мережковского издано товариществом М.О. Вольф
(1911 - 13) в 17
т., второе - Д. И. Сытиным в 1914 г. в 24 т. (с библиографическим указателем,
составленным О. Я. Лариным). Романы Мережковского и книга о Толстом
и Достоевском
переведены на многие языки и создали ему громкую известность в Западной Европе.
- Отличительные черты разнообразной деятельности Мережковского - преобладание
головной надуманности над непосредственным чувством. Обладая обширным
литературным образованием и усердно следя за европейским литературным
движением, Мережковский почти всегда вдохновляется настроениями книжными. Менее
всего Мережковский интересен как поэт. Стих его изящен, но образности и
одушевления в нем мало, и, в общем, его поэзия не согревает читателя. Он часто
впадает в ходульность и напыщенность. По содержанию своей поэзии Мережковский
сначала всего теснее примыкал к Надсону
. Не будучи
"гражданским" поэтом в тесном смысле слова, он охотно разрабатывал
такие мотивы, как верховное значение любви к ближнему ("Сакья-Муни"),
прославлял готовность страдать за убеждения ("Аввакум") и т. п. На
одно из произведений первого периода деятельности Мережковского - поэму
"Вера" - выпал самый крупный успех его как поэта; живые картины
духовной жизни молодежи начала 1880-х годов заканчивается призывом к работе на
благо общества. С конца 1880-х годов Мережковского захватывает волна символизма
и ницшеанства. Мистицизма или хотя бы романтизма в ясном до сухости
писательском темпераменте Мережковского совершенно нет, почему и
"символы" его переходят в ложный пафос и мертвую аллегорию.
Широко задумана
"трилогия" Мережковского, долженствующая изобразить борьбу Христа и
Антихриста во всемирной истории. Крайняя искусственность замысла, мало заметная
в первом романе, ярко выступила на вид, когда трилогия была закончена. Если еще
можно было усмотреть борьбу Христа с Антихристом в лице Юлиана отступника, то
уже чисто внешний характер носит это сопоставление в применении к эпохе
Ренессанса, когда с возрождением античного искусства якобы "воскресли
боги" древности. В третьей части трилогии сопоставление держится исключительно
на том, что раскольники усмотрели Антихриста в Петре. Самый замысел
сопоставления Христа и Антихриста не выдерживает критики; с понятием о Христе
связано нечто бесконечно-великое и вечное, с понятием об Антихристе -
исключительно суеверие. То же самое можно сказать и о другом лейтмотиве
трилогии - заимствованной у Ницше мысли, что психология переходных эпох
содействует нарождению сильных характеров, приближающихся к типу
"сверх-человека": представление о "переходных" эпохах
противоречит идее непрерывности всемирной истории и постепенности исторической
эволюции. Особенно очевидна искусственность этой идеи в применении к Петру; в
исторической науке прочно установился взгляд, что Петровская реформа была лишь
эффектным завершением задолго до того начавшегося усвоения европейской
культуры.
В чисто
художественном отношении выше других первый роман. В нем много предвзятости,
психология Юлиана-Отступника полна крупнейших противоречий, но отдельные
подробности разработаны порой превосходно. Предприняв поездку в Грецию,
тщательно ознакомившись с древней и новой литературой о Юлиане, автор проникся
духом эллинизма и сумел передать не только внешний быт античности, но и самую
ее сущность. В "Воскресших богах" Мережковский с особенным увлечением
отдался той стороне ницшеанства, которая заменяет мораль преклонением перед
силой и ставит искусство "по ту сторону добра и зла". Мережковский на
всем протяжении романа подчеркивает полное нравственное безразличие великого
художника, вносящего одно и то же воодушевление и в постройку храма, и в план
особого типа домов терпимости, в придумывание разных полезных изобретений, и в
устройство "уха тирана Дионисия", с помощью которого сыщики незаметно
могут подслушивать. Вторая часть трилогии, как и третья - не вполне художественные
произведения; не меньше половины занимают выписки из подлинных документов,
дневников и т. п. Еще меньше можно причислить оба романа к подлинной истории.
Благодаря, однако, хотя и тенденциозной, но яркой мысли, подкрепленной
колоритными цитатами, "Воскрешение Боги" - одна из интереснейших книг
по Ренессансу; это признано даже в богатой западноевропейской литературе. В
третьей части трилогии Петр "Великий" в значительной степени меркнет,
и на первый план выступает Петр
более
"Грозный", чем "Грозный" царь Иван
. Перед нами проходят
картины дикого распутства, безобразнейшего пьянства, грубейшего сквернословия и
во всей этой азиатчине главную роль играет великий насадитель
"европеизма". Мережковский сконцентрировал в одном фокусе все
зверское в Петре. Новую серию исторических тем Мережковский начал драмой
"Павел I" и большим романом "Александр I". Личность Павла
и трагедия его смерти
освещены автором самостоятельно, без принижения личности императора.
Александровская эпоха разработана довольно поверхностно, а декабристское
движение - даже легкомысленно. Стремясь отыскать в декабристах
"человеческое, слишком человеческое", автор затушевал в них то
несомненно-геройское, которое в них было.
В критических
работах своих Мережковский отстаивает те же принципы, которых держится в
творческой деятельности. В первых его статьях, например, о Короленке, еще
чувствуется струя народничества начала 80-х годов, почти исчезающая в книжке
"О причинах упадка современной литературы", а в позднейших статьях,
уступающая место не только равнодушию к прежним идеалам, но даже какому-то вызывающему
презрению к ним. В 1890-х годах мораль ницшевских "сверх-человеков"
так увлекает Мережковского, что он готов отнести стремление к нравственному
идеалу к числу мещанских условностей и шаблонов. В книжке "О причинах
упадка современной русской литературы" не мало метких характеристик, но
общая тенденция неясна; автор еще не решался вполне определенно поставить
скрытый тезис своего этюда - целебную силу и утилитарной школы русской критики,
но собственные его статьи очень тенденциозны. Так, поглощенный подготовительными
работами для второго романа трилогии, он в блестящем, но крайне парадоксальном
этюде о Пушкине находил в самом национальном русском поэте
"флорентинское" настроение.
В период
увлечения религиозными проблемами Мережковский подходил к разбираемым произведениям
по преимуществу с богословской точки зрения. Эта специальная точка зрения не
помешала, однако, исследованию Мережковского о Толстом и Достоевском стать
одним из самых оригинальных явлений русской критики. Сам художник, Мережковский
тонко анализирует сущность художественной манеры Толстого, которого
характеризует как ясновидца плоти, в противоположность ясновидцу духа -
Достоевскому. Замечательно владея искусством перемешивать собственное изложение
искусно подобранными цитатами, Мережковский сделал из своего исследования одну
из увлекательнейших русских книг. Как в исследовании о Толстом и Достоевском,
так и в других статьях попытки Мережковского обосновать новое религиозное
миросозерцание сводятся к следующему. Мережковский исходит из старой теории
дуализма. Человек состоит из духа и плоти. Язычество "утверждало плоть в
ущерб духу", и в этом причина того, что оно рухнуло. Христианство
церковное выдвинуло аскетический идеал "духа в ущерб плоти". В
действительности же Христос "утверждает равноценность, равносвятость Духа
и Плоти" и "Церковь грядущая есть церковь Плоти Святой и Духа
Святого". Рядом с "историческим" и уже "пришедшим"
христианством должна наступить очередь и для "апокалиптического
Христа". В человечестве теперь обозначилось стремление к этому
"второму Христу". Официальное, "историческое" христианство
Мережковского называет "позитивным", т. е. успокоившимся, остывшим.
Оно воздвигло перед человечеством прочную "стену" определенных,
окаменевших истин и верований; оно не дает простора фантазии и живому чувству.
В частности "историческое" христианство, преклоняющееся перед
аскетическим идеалом, подвергло особенному гонению плотскую любовь. Для
"апокалиптических" чаяний Мережковского вопрос пола есть по
преимуществу "наш новый вопрос"; он говорит не только о "Святой
Плоти", но и о "святом сладострастии". Этот довольно неожиданный
переход от религиозных чаяний к сладострастию смущает и самого Мережковского. В
ответ на обвинения духовных критиков он готов признать, что в его отношении к
"историческому христианству" есть "опасность ереси, которую
можно назвать, в противоположность аскетизму, ересью астартизма, т. е.
кощунственного смешения и осквернения духа плотью".
Несравненно
ценнее другая сторона религиозных исканий Мережковского. Второй из его
"двух главных вопросов, двух сомнений" - "более действенный, чем
созерцательный вопрос о бессознательном подчинении исторического христианства
языческому Imperium Romanum": об отношении церкви к государству. Став в
начале 1900-х годов в главе "религиозно-философских" собраний,
Мережковский подверг резкой критике всю нашу церковную систему, с ее
полицейскими приемами насаждения благочестия. Эта критика, исходящая от кружка
людей, заявлявших, что они не атеисты и не позитивисты, а искатели религии, в свое
время произвела сильное впечатление. Как публицист, Мережковский слишком
неустойчив в своих симпатиях и антипатиях, чтобы иметь серьезное влияние. Он
выступал и как апологет самодержавия, и как защитник идей
диаметрально-противоположных. Не всегда устойчив Мережковский и как
практический деятель; в 1912 г. произвело очень неблагоприятное впечатление
обнародование его странно-ласковой переписки с А.С. Сувориным
.
Умер 9
декабря 1941 г. в Париже.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.
bolshe.ru/